Найти тему

На задворках автоиндустрии

Под конец года принято подводить итоги прошедшего года. Обычно это делают в позитивном ключе. Однако, для нашего автопрома подвести положительный итог не получается.

На это указывает то, что под конец года правительство отменило все то, о чем договаривалось с автопроизоводителями в рамках специнвестконтрактов (СПИК). 

200 млрд руб. компенсации утильсбора должны быть распределены между производителями, но вместо этого выплаты будут на уровне локализации. Это означает, что автопроизводителям нужно будет инвестировать в новые производства или, что более вероятно, поднимать цены на автомобили. Напомню, падение рынка новых автомобилей продолжается и вкладывать деньги в новые заводы ни один производитель не будет. 

Всем участникам рынка уже очевидно, что больших продаж на российском рынке не видать. Доходы населения падают, уровень жизни не растет. В таких условиях покупка автомобиля отходит даже не на третий план. 

10 лет назад аналитики предсказывали рост рынка новых автомобилей до 3 млн. штук в год. Но после кризисов и спадов производства от былых предсказаний не осталось и следа. Сейчас цифры 1,5–2 млн выглядят более реалистично. И это понятно уже всем игрокам рынка. К тому же, стало понятно, что высокий уровень локализации не гарантирует не то что высокого уровня продаж, а вообще присутствия марки на российском рынке. Вспоминаем пример Ford с его заводами двигателей и других компонентов. Под угрозой народный Datsun, пошли слухи о Nissan. Если из Калуги, где расположен завод PSA внезапно уйдет Mitsubishi, который и держит на плаву этот завод, перспективы концерна Peugeot-Citroen в РФ окажутся под угрозой. 

Заметил, что наш автопром встает на путь изоляции от мировых рынков и игнорирования современный тенденций. Посудите сами, во всем мире начинается плавный переход на электромобили и гибриды. У нас в это время, по драконовским распоряжениям правительства, мировые производители вынуждены локализовывать стремительно устаревающие технологии и модели. Решительно непонятно, почему правительство так хочет получить настолько высокий уровень локализации автопрома и почему так быстро. Есть мнение, что это делается для увеличения экспорта в страны бывшего СНГ и Европы. Но посмотрите на другие страны, с чего бы им покупать устаревшие автомобили, которые не соответствуют новейшим экологическим нормам и не отвечают требованиям и предпочтениям европейских покупателей.  

По сути, страна превращается в свалку устаревающих технологий. Посмотрите на тот же Китай. Они у себя строят заводы по производству электромобилей и гибридов. Новые модели на автосалонах уже показывают сразу в электрических версиях, а у некоторых в принципе нет версий с двигателями внутреннего сгорания. Остальное мировое сообщество не остается в стороне. 

В результате у нас в стране останется две-три модели автомобилей и кучка премиума. Предпосылок к этому более чем достаточно. 

Что вы думаете об этом?