Найти в Дзене
YEPPF

Кроссовки - самая модная обувь! Почему? Что в них такого?

Оглавление

Всеобщему помешательству на кроссовках уже не один год, но сейчас оно дошло до предела: adidas планирует коллаборацию с Фарреллом Уильямсом и Chanel, стоимость поддельных (!) кроссовок Balenciaga доходит до 450 долларов, а американский комик Ларри Дэвид с его любимыми «старперскими» кроссовками вдруг оказывается законодателем мод. По просьбе «Медузы» коллекционер кроссовок Сероб Хачатрян рассказывает, что нужно знать о них в 2017 году — и какие модели покупать, чтобы быть в тренде (если вы не готовы потратить тысячу долларов на одну пару обуви).

Почему кроссовки так популярны? Это же просто спортивная обувь!

Тут есть несколько причин. Во-первых, кроссовки вместе со спортивным стилем вышли из субкультуры и спортзалов в мейнстрим. Сейчас это попросту самая удобная обувь для жизни в большом городе (и вне его) — неслучайно несколько лет назад женщины массово сменили каблуки на кроссовки, которые носят хоть с платьями, хоть с классическими пальто. Если раньше в кроссовках могли не пустить в клуб или ресторан, то сейчас все ровно наоборот — по кроссовкам можно определить социальный статус их обладателя.

Во-вторых, хип-хоп-культура, неотъемлемой частью которой всегда были кроссовки, окончательно победила рок, поп и даже шансон. Кроссовки стали связующим звеном между музыкантами и их поклонниками, обозначающим причастность к культуре; эту тенденцию подхватили все ведущие производители спортивной обуви, заключая контракты с популярными артистами. Как замечает The Telegraph, кроссовки с их бесконечным разнообразием дают, с одной стороны, возможность выделиться, а с другой — ощутить принадлежность к модному сообществу.

Кроссовок так много! Как понять, что круто, а что нет?

Новые кроссовки появляются в мире чуть ли не каждый день, поэтому больше всего сейчас ценятся лимитированные коллекции. Не так важно, кто именно их выпустил и сколько они стоят, важно — что таких больше ни у кого нет (ну или мало у кого есть). Часто пара из такой коллекции может стоить не больше 10 тысяч рублей, но обзавестись ей все равно сложно — потому что за любой «лимиткой» тут же выстраивается очередь. Для особо повернутых на эксклюзивности есть «кастомы» (то есть кроссовки, сделанные на заказ в одном экземпляре) и так называемые Friends & Family — это кроссовки, которые заказчик (как правило, это популярный артист) попросил сделать для себя и своего окружения. Если они и поступают в продажу, то только для избранного круга людей.

Скажем, рэпер Калед постоянно заказывает у Jordan разные кастомы — себе и друзьям; у него в коллекции — больше четырех тысяч пар. Правда, часто люди из его тусовки оказываются не слишком сентиментальными и выкладывают подаренные экземпляры на продажу за дикие деньги. Очень много F&F делают и другие хип-хоп-музыканты — например, Дрейк, Фаррелл или Пуша Ти.

Вторая важная тенденция — это коллаборации. От простых, когда сотрудничают двое (Supreme X Louis Vuitton, Kendrick Lamar X Reebok, Rick Owens X adidas, Public School X Air Jordan), до сложных, когда собирается целая команда. Например, несколько недель назад появился анонс коллаборации adidas NMD, Фаррелла Уильямса и Chanel, а еще недавно на троих сообразили обувь Comme des Garçons, Nike Air Force 1 и Supreme. Все это, как правило, союзы больших кроссовочных брендов (Nike, adidas, Reebok, Puma, Jordan, Vans) с артистами или спортсменами (Рианна, Дрейк, Тайлер Зе Криэйтор, ЛеБрон Джеймс, Кобе Брайант, Стефен Карри) — либо с модной маркой, не специализирующейся на кроссовках (Palace, The Stussy, Kenzo, Anti Social Social Club, Stone Island).

Третий яркий тренд — «чем хуже, тем лучше». Уже несколько лет на пике моды кроссовки, которые проходят по категории ugly shoes (то есть буквально «уродливая обувь»). Самая доступная «уродливая» пара кроссовок — Reebok Instapump Fury в базовой модели. Свои вариации этого силуэта представили и основатель модного бренда одежды Vetements Демна Гвасалия, и рэпер Фьючер, и Джими Ву (глава тайваньского бренда уличной одежды Invincible), и японский рэпер Вербал, и дизайнер Дзюн Ватанабэ. В adidas за такие эксперименты отвечает один из лучших современных модных дизайнеров Раф Симонс, выпустивший силуэт Ozweego, а у Nike такой моделью может считаться Air Footscape Woven Chukka. Практически идеальные «уродливые» кроссовки сделал и испанский дизайнер Борис Биджан Сабери для Salomon. Если вы не боитесь экспериментов, то обязательно присмотритесь и к кроссовкам, которые выпускает один из ведущих домов моды Balenciaga.

Кому все это нужно?

Целевая аудитория всех лимитированных коллекций, коллабораций и всяких странностей — сникерхеды, они же коллекционеры. Они складируют коробки в отдельную комнату, раз в пару месяцев достают их, рассматривают и кладут обратно; носить кроссовки при этом совсем не обязательно — тем более что это может понизить их стоимость (если, конечно, кто-то захочет с ними расстаться). Сникерхеды бывают разные: кто-то собирает только джорданы, кто-то — только то, что выпускает Канье Уэст, кто-то собирает модели по году выпуска. Среди обладателей самых главных моделей кроссовок есть и российские знаменитости разного калибра от LʼOne и ATL до Юрия Дудя. Правда, им кроссовки чаще всего достаются бесплатно: бренды дарят им пары, чтобы те появлялись в них на мероприятиях и продвигали их в соцсетях. Например, редактору «Медузы» Александру Горбачеву adidas подарил Yeezy Boost 750, и половина фейсбука чуть не умерла от зависти.

Отдельный сюжет — перекупщики (для сникерхедов они — самые ужасные люди на свете). Сами кроссовки их мало интересуют — в отличие от возможности их выгодно перепродать. Перекупщики могут работать и по заказу богатого клиента, который захотел во что бы то ни стало заполучить какую-то модель кроссовок. У тех, кто занимается перепродажами, как правило, есть свои связи с точками продаж, и почти любую пару они могут купить еще до официального релиза.

Какие конкретные модели кроссовок сейчас моднее всего и какие новинки ждать?

Кроссовки — это бизнес, где не стоит ждать откровений от малоизвестного производителя. Поэтому моду здесь задают три главных бренда: Nike, adidas и Air Jordan (который официально принадлежит Nike, но фактически стал самостоятельным). Самый ожидаемый релиз этого года готовит Nike. Это его долгожданный ответ Канье Уэсту за историю четырехлетней давности, когда рэпер ушел от него к adidas (как сообщали, за 10 миллионов долларов) и еще жаловался, что в Nike ограничивали его творческий потенциал. Компания все это время готовила реванш — и в октябре в США уже выпустили совместную коллекцию Nike X Off-White, которая называется The Ten. Ее сделал Вирджил Абло — бывший стилист и креативный директор Канье Уэста, создавший свою марку Off-White. Именно Абло руководил производством кроссовок Канье и Nike, а теперь вышел из тени. Его коллекция сделана на базе самых легендарных найков, но Абло практически пересобрал их заново. В России эти кроссовки должны появиться в ноябре — в московском ЦУМе, но будет на них электронная очередь или живая, пока непонятно.

В числе других ожидаемых новинок — коллаборации Supreme и Nike с моделью Air Humara и Фаррелла с adidas NMD с коллекцией Human Race; в сентябре вышла и новая коллекция Balenciaga. Кроме того, всегда интересно наблюдать за многолетним сотрудничеством adidas с американскими дизайнерами — Александром Вэнгом и Риком Оуэнсом. Правда, кроссовки Оуэнса всегда очень дорого стоят.

-2

Почему кроссовки стоят так дорого?

На самом деле по-настоящему дорого стоят только кроссовки люксового сегмента — те же Louis Vuitton или Gucci. При первичной продаже большинство кроссовок спортивных брендов, даже из лимитированных коллекций, стоят вполне обычных денег — от 7 до 12 тысяч рублей. Вообще же лимитированные коллекции бывают двух типов — на основе уже существующего силуэта (таких примерно 90%) и совершенно новые модели, и стоят они по-разному. Например, у Nike есть классическая модель кроссовок Air Max 97; на ее основе лос-анджелесский магазин Undefeated выпустил модель в честь своего 15-летия, а лондонский рэпер Скепта перепридумал ее в духе своего любимого Марокко. В российских магазинах обе модели стоили 11 990 рублей — столько же стоят и обычные Air Max 97. Другое дело, что такие коллаборации тут же выкупают и перепродают с накруткой в интернете — например, в паблике TheMarket.

Конечно, есть и совсем уникальные случаи — например, коллаборация Air Jordan с легендарной американской маркой уличной одежды Carhartt и Эминемом. Эти кроссовки выпустили в количестве всего 20 пар — чтобы собрать средства для благотворительного фонда актера Майкла Джей Фокса, который борется с болезнью Паркинсона. На аукционе, где они продавались, стартовая цена одной пары была 20 тысяч долларов; их купили рэперы Калед (он взял аж две пары), Дрейк, Трэвис Скотт и Бан Би. Еще одну пару купил актер Марк Уолберг. Остальные покупатели неизвестны, но эта модель изредка появляется у перекупщиков — цены на нее начинаются от полутора миллионов рублей за пару.

-3