Много у нас на Дону небольших хуторов, о которых почти ничего не известно. Нет ничего, кроме нескольких строк, взятых, в основном, из данных о переписи населения.
Таков и хутор Голубинка Белокалитвинского района. Расположенный вдали от оживлённых трасс, он давно привлекал наше внимание. Расположенный на живописной реке Кундрючьей, на остатках древних гор Донецкого кряжа, он, по одному своему месторасположению, должен был быть интересным.
...Первое знакомство с хуторами у нас обычно начинается с проезда по главной улице, до полного исчезновения асфальта. Но, приехав в Голубинку, мы этого не сделали. Мы стали, как вкопанные, у небольшого моста через речку, делящую хутор на две части.
Вид открывался чрезвычайно живописный. Выступающие скалы левобережья, видневшиеся вдали пороги и хрупкий подвесной мост создавали неповторимый колорит этому месту. Будь я ребёнком, я бы и не мечтал о чём-то лучшем, чем жить здесь...
Донецкий кряж — горы древние. Они сильно разрушились за прошедшие несколько сотен миллионов лет и спрятались под рыжими суглинками. Но в речных долинах они показываются на белый свет, даря радость путешественникам и спортсменам.
Мы направились к подвесному мостику. Туда вела довольно неудобная тропинка, проходящая по сланцевой осыпи. Ноги немного скользили и главное было — инстинктивно не схватиться за шиповник.
Река здесь жила своей жизнью. На отмелях блаженствовало гусиное стадо; берег, довольно крутой с нашей стороны, был в зарослях ивняка и хмеля.
А мостик был, конечно, аховый! Хотя на вид металлические тросы, поддерживающие его, были прочными, сама его длина — метров под 60 — вызывала мысли о неминуемом раскачивании.
Такие подвесные мосты в нашем крае — не редкость. Но этот был слишком «хлипким» для своей длины. Да и отсутствие части настила вызывала у меня большие сомнения в целесообразности прогулки по нему.
И ещё одна деталь отличала этот, голубинский мост, от себе подобных — предупреждение, написанное пальцем по влажному бетону, перед входом на мост: «Пьяным не ходить!»
Я бы не рискнул пройти сейчас, будучи абсолютно трезвым. А этот мост когда-то был востребован и по нему ходили не только кудрявые юноши, но и более взрослые люди. Он очень удобно расположен, в отношении рельефа местности и расположения хутора, соединяя центральные части двух хуторских половинок по кратчайшему расстоянию.
Новый мост, конечно, капитален. Но путь по нему намного длиннее и неудобней для хуторского жителя.
На самом деле, удобные для человека пешеходные мосты здесь должны быть такими же, как в горах. Ведь, когда в конце XIX века строили железную дорогу Воронеж–Ростов, на участке, проходящему по Донецкому кряжу, применялись принципы строительства, разработанные для горной местности.
И поэтому старые мосты в наших «горных» хуторах почти всегда — подвесные.
Вот такой оказалась донская глубинка — Голубинка, где в самом центре хутора нашлось столько красивого, интересного и неожиданного.
Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!
Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!