Найти тему
Субъективный путеводитель

Как военные не пустили нас к мысу Великан на Сахалине

Самым красивым местом Сахалина справедливо считается мыс Великан. Вернее, сам по себе Великан - это только ориентир, а настоящие красоты относятся к соседнему Птичьему мысу. Первоначально мы собирались сюда идти пешком с палаткой, но другие туристы неизменно хвастались нам, как нашли себе попутчиков на джипе, воспользовавшись сайтом "Идилесом". Это навело на мысли зарегиться там самим и бросить клич на ближайшие выходные. Вскоре откликнулась пара гидов (эти возят в среднем за 5000 рублей, но на четверых было бы вполне по-божески) и спокойный основательный Лёха, у которого сорвался поход на хребет Жданко, и он обрадовался возможности скататься куда-нибудь в хорошей компании по цене бензина (около 2000 рублей). Ещё несколько туристов изъявили желание примкнуть пассажирами, и четвёртым с нами поехал москвич, имя которого я напрочь забыл. Всё складывалось неплохо...

Даже погода - шедший днём ранее дождь, под которым я ездил в Корсаков, кончился бесследно. Той рыбе, которой Сахалин хорошо смотрится на карте, определённо кто-то пожевал хвост: гористый Тонино-Анивский полуостров сообщается с основной частью острова через узкие перешейки и косы, между которых - два лагунных залива и пара десятков пресных озёр. Более всего известна лагуна Буссе, сказочно богатая съедобными морскими гадами типа устриц, чилимов или морских ежей, но немногим хуже неё более обширная Тунайча. Буссе крепится к Анивскому заливу, Тунайча - к Охотскому морю, и неплохая асфальтовая дорога местами проходит прямо по её берегу.

Красноармейская протока, соединяющая Тунайчу с морем, напоминает реку:

-2

А в её "устье" стоит Охотское (при японцах Томунай) - крупное по сахалинским меркам село, или скорее дачный посёлок. Сюда даже автобус из Южно-Сахалинска ходит 4 раза в день!

-3

Собственно, рыбацкая деревня - вон она, открытая всем ветрам у моря, а дачники селятся ближе к Тунайче.

-4

На центральной площади - нечто закрытое, но с якорями:

-5

Неподалёку из-за забора торчат тонкие мачты. В Охотском живёт старый моряк Александр Медведев, "болевший" всю жизнь двумя вещами - морем и деревом. Между долгими рейсами он мастерил макеты старинных кораблей, а кульминацией его трудов стали две легендарных каракки в масштабе 1:4 - "Санта-Мария" Христофора Колумба и "Виктория" Фернана Магеллана. Первую он подарил Южно-Сахалинску, а вторую - оставил себе:

-6

С моря тянуло свежестью, и уходящий вдаль берег манил:

-7

Хороший асфальт кончился мостом через протоку, а дальше потянулась грунтовка - оба варианта дороги для Сахалина типичны, но второй явно популярнее. На грунтовке, впрочем, тоже кипела жизнь, и мимо нас мелькали то карьеры, то построенная владельцем "дальневосточного гектара" турбаза, то странное сооружение с небольшим маяком:

-8

Причал на пол-дороги:

-9

В море рыбак в непромокаемом камбинезоне закидывал удочку:

-10

А рядом мужики в спасжилетах проверяли сети с лодки:

-11

Рыбак скорее всего удил на свой страх и риск, а вот сети стоят у моря вполне легально. Рыбак же просто взял удочку и поехал брать то, что считает своим по праву. Он вряд ли задумывался про всю ту волокиту, которую пришлось пройти предпринимателю, чтобы поставить здесь эту сеть. Он просто видел НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ: "нас рыбнадзор за три хвоста трясёт, а эти москвичи уже всю рыбу выбрали!".

-12

Тем более что сети у охотских берегов действительно грандиозны:

-13

Впереди вставал Тонино-Анивский хребет (до 670м, гора Крузенштерна). Здесь высоты, впрочем, не те - белый шар венчает гору Мордвинова, в которой всего-то 254 метра над уровнем моря... но зато абсолютная высота равна относительной! Под горой - посёлок Свободное, и там наша дорога должна была уйти от моря и подняться на перевал, с которого прекрасно видны все эти лагуны и озёра.

-14

Мы ехали "по отливу", довольные жизнью и погодой, и вдруг дорогу нам преградил человек в штатском, стоявший у вон той горстки машин.
-Куда едем?
-На Великан.
-Не проедете. Там закрыто, учения!

Лёха, сам облачённый в камуфлях (только серый, а не зелёный) понял всё так быстро, что кажется, повернул машину на 180 градусов, не сбавляя скорости. Я же лишь воскликнул "Твою мать!".

На Дальний Восток нас угораздило приехать аккурат во время учений "Восток-2018", чуть ли не крупнейших в истории России: по числу участников они были больше многих настоящих войн. До самих учений оставалась ещё пара недель, но Сахалин буквально лихорадило от всевозможных военных манёвров. И вот именно когда я собрался на мыс Великан, вояки вдруг решили закрыть тот район - причём если не сам мыс, то все ведущие к нему дороги. Вышло чётко - открывался Великан ровно в тот день, когда у меня был билет на Курилы!

-15

Отъехав от поста, я попросил остановиться и с переднего сидения пересел назад - настолько было испорчено настроение. Лёха пообещал, что денег с нас не возьмёт, и предложил куда-нибудь ещё съездить. Хоть немного меня обрадовал строгий орёл на невысоком дереве:

-16
-17

Вдоль побережья тут тянется целый пунктир пресных озёр, часть из которых собираются взять в оборот владельцы дальневосточных гектаров - на одном теперь база отдыха, в другом (если мне не изменяет память) будут разводить рыбу.

-18

Но те озёра, куда завёз нас Лёха - с чистой водой и безлюдными берегами:

-19

В отличие от воды - не очень-то чистыми: мусорные баки поставить тут догадались, а вот вывозить их - нет, и в итоге те, кто иначе может и прибрались бы за собой, пополняют теперь мелкие свалки. За которыми к озёрам подступает прекраснейший лес из замшелых разлапистых лиственниц:

-20

По одиночке напоминающих японскую каллиграфию:

-21
-22

Позавтракав у озёр, мы поехали обратно. Где-то в уголке память я держал Лесное, бывшее Очихо - оттуда родом были "первые россияне, ступившие на лёд Антарктиды". Россиянами они были примерно так же, как Королёв - украинцем: родившиеся на русском Сахалине айны Яёманэку и Сиси (они же Ямабэ Ясуноски и Хинамори Синкичи) в 1910-12 годах отправились каюрами в Японскую антарктическую экспедицию.

Лейтенант Сэрасэ Нобу организовал её на свои средства, до конца жизни выплачивал долги, в Антарктике встретил возвращавшегося Амундсена, но Южного полюса так и не достиг. Морской переход выдержало лишь 26 собак из 60, а в Карафуто вернулась лишь одна собака и один каюр.

На их родине благодарные японцы поставили памятник, которому позже отчаянно не везло: первый монумент разрушили Советы, бог весть что увидевшие в скульптуре пса, а ещё три памятника в 2000-х годах последовательно крушили вандалы. Стыд за соотечественников такое явно вызвало не у меня одного - местный житель Виктор Ильиченко, ещё один бывший моряк, в 2004 году стал хранителем нового памятника, и памятник этот стоит до сих пор. Вот только внешне он невзрачен, да и просто Лесное вылетело у меня из головы.

Так и вернулись мы в Южно-Сахалинск несолоно хлебавши. Зато Дальний Восток под защитой военных может спать спокойно!

-23

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц