Сейчас единственный отечественный мотор, который ставят на пассажирские самолёты - это ПС-90 пермского производства, но этой разработке уже больше 30 лет, то есть он сильно устарел. К примеру, российские авиазаводы в 2014 году выпустили 43 пассажирских и транспортных самолёта, из которых только четыре были оснащены нашими двигателями. В их числе Ту-214 и Ил-96-300, но заказчиками последнего выступило управление делами президента, специальная модификация этого Ила разработана для перевозки первого лица нашего государства.
Все остальные пассажирские авиалайнеры, которые собираются в России, летают на иностранных моторах, в том числе и SSJ 100, он оборудован французским двигателем, а ближнемагистральные Аны, вообще, собирались в Воронеже по украинской лицензии. Понятно, что российский авиапром не может быть настолько зависим от импорта, но между прочим государств, производящих современные турбовентиляторные двигатели даже меньше, чем стран, обладающих ядерным оружием, помимо российских предприятий это компании из Франции, Великобритании и США.
На новейшей российской разработке МС-21 пока стоят американские двигатели, но уже собирается по серийным технологиям пятый опытный образец, на который установят наши ПД-14. Новый российский МС-21 планируют запустить в серию в 2021 году, отечественной разработкой пермского предприятия "ОДК-Климов" будут оснащать не только МС-21, но её различные модификации будут востребованы для SSJ 100, Ил-96-300, Ил-96-400М и других перспективный лайнеров.
Эксперты уверены, что российский двигатель может конкурировать с французскими и американскими аналогами, более того, у ПД-14 меньше расход топлива на 10-15%, а вредные выбросы, вообще, на треть. Разработчики считают, что у российского двигателя большой экспортный потенциал и проводят презентации для китайских, бразильских и индийских авиакомпаний.
А 25 декабря пришла отличная новость - поднялся в воздух четвёртый опытный лётный экземпляр МС-21, пробыв в воздухе 1 час 40 минут, машина благополучно приземлилась на заводском аэродроме. Глава Минпромторга Д. Мантуров заявил:
«2019 год был продуктивным для всех участников программы МС-21. Три самолёта успешно проходят лётные сертификационные испытания по российским и европейским нормам. Изготовлены крупногабаритные панели из российских композитов. Самолёт МС-21-300 с комфортабельным пассажирским салоном впервые был представлен на МАКС-2019. Лайнер получил позитивные отзывы специалистов и тепло встречен широкой общественностью».
В создании российского пассажирского лайнера участвуют на кооперативных условиях большинство предприятий Ростеха, а ОДК поставляет двигатели ПД-14, которыми оснастят пятый опытный образец МС-21, завершающий опытную партию и уже в следующем году он приступит к лётным испытаниям.
Ещё в наступающем году новый пассажирский лайнер получит сертификат типа от Росавиации и валидирует его в EASA, закончатся испытания крыла из отечественных композиционных материалов и уже в 2021 году ожидаются первые поставки МС-21 на внутренний рынок.