Найти тему

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УЗБЕКИСТАНА

Оглавление

Представляем вашему вниманию коллекцию декоративно-прикладного искусства Узбекистана в собрании Государственного музея искусств

Государственный музей искусств располагает уникальной коллекцией предметов декоративно-прикладного искусства Узбекистана. Формирование коллекции началось в 1930 гг., когда в Музее был создан Отдел народного искусства. Параллельно шла работа по сбору экспонатов, включавшая в себя научные экспедиции по различным городам и районам республики и закупку высокохудожественных кустарных изделий.

Резьба и роспись по ганчу

В Узбекистане ганчевый декор использовался для украшения стен дворцов, мечетей и жилых домов. В конце XIX – начале XX вв. существовали такие известные центры этого вида искусства, как Хива, Бухара, Ташкент, Самарканд, Фергана.

Резным и расписным ганчем украшались ниши и колонны. Орнаментальный репертуар этого вида прикладного искусства состоит из геометрических (гирих) и растительных (ислими) узоров. Часто встречаются изображения цветущих кустов и букетов в вазе, известные еще по архитектурному декору и миниатюре Средневековья. Музейная коллекция ганча датируется XVIII – XX вв. Это богатейший ряд небольших панно и стенных шкафов с резными и расписными узорами. В экспозицию, наряду с отдельными резными или расписными фрагментами, включены также панно, выполненные в смешанной технике, одновременно декорированные росписью и резьбой.

-2

езьба и роспись по дереву

Резьба и роспись по дереву также широко представлены в коллекции Музея. Объекты этого вида искусства – разнообразные бытовые изделия (ширмы, резные и расписные многогранные столики вытянутых форм, низкие столики хон-тахта, подставки для книг – лаухи, пеналы, шкатулки, музыкальные инструменты), а также элементы архитектурных конструкций (колонны, потолочные балки, двери). Широкое использование деревянных резных колонн, дверей и других архитектурных элементов было весьма популярно в зодчестве столиц узбекских ханств – Хиве, Бухаре, Коканде, а также в Самарканде и Ташкенте. В резьбе по дереву использовались такие виды техник, как фоновая, при которой плоско-рельефный узор формировался путем выборки фона, и трехгранно-выемчатая, бесфоновая, с врезным узором. Орнаментальный репертуар, как и в ганчевом декоре, базировался на геометрических узорах (паргори, багдади) и стилизованно-растительных (ислими). В ГМИ хранятся образцы резьбы по дереву второй половины XIХ – первой половины ХХ вв., созданные мастерами Ташкента, Хивы, Коканда, Самарканда и Бухары. Самым, пожалуй, интересным центром этого вида прикладного искусства является Хива. В экспозиции Музея хивинскую резьбу можно оценить благодаря замечательным образцам колонн и дверей

-3

Керамика

Одним из наиболее древних видов прикладного искусства является художественная керамика. В период узбекских ханств существовали три школы этого вида ремесла: северо-восточная (ферганская), бухаро-самаркандская и северо-западная (хорезмская). При известной общности, каждая из них отличалась некоторыми локальными особенностями. Так, в керамике Ферганской долины и Хорезма доминировал сине-голубой цвет, использовалась щелочная (ишкоровая) полива. Бухаро-самаркандские центры известны, в свою очередь, керамикой в желто-коричневой гамме, покрытой премущественно свинцовой глазурью. В конце ХIХ – середине ХХ вв. в селениях Уба близ Бухары и Касби (Кашкадарья) была развита традиция изготовления глиняных игрушек-свистулек. Ведущее место занимал риштанский центр гончарства. В экспозиции ГМИ есть несколько риштанских изделий конца XIX в. с изящной кистевой росписью. Самыми распространенными мотивами в керамике Риштана являются чорбарг (четырехлистник), аноргул (цветок граната и плоды граната), бодомгул (стилизованный цветок миндаля), барг (лист), ислими (спиралевидные растительные побеги). В орнаментику часто вводятся предметные изображения – от чойидишей, кувшинов, музыкальных инструментов до ружей и ножей. Так, типичным примером такого типа изделий являются несколько риштанских ляганов из собрания ГМИ, где в центре дано изображение чойидиша в окружении гибких ветвей.

-4

Чеканка

Одним из древнейших видов прикладного искусства Узбекистана является искусство обработки металла. В ГМИ хранится богатая коллекция узбекских медночеканных изделий XVIII – начала XX вв. Ведущими центрами традиционной чеканки в период узбекских ханств были Бухара, Хива, Коканд, Самарканд, Карши, Шахрисабз, Ташкент. Изделия этих центров отличаются классической уравновешенностью пропорций, изящными формами и выразительным декором.

Приемы узбекской чеканки – глубокая гравировка кандакори, менее глубокая – чизма, прорезная техника – шабака. Кроме утилитарного значения, ценились декоративные качества чеканной посуды – она выставлялась на открытых полках встроенных шкафов как часть убранства жилых помещений. Изделия XIX – начала XX вв. разнообразны по формам и функциональному назначению. Особую популярность получили богато декорированные изящные кувшины для воды – офтоба и чая – чойидиш. Домашняя утварь представлена также подносами, подсвечниками, ведрами, сосудами для перевозки пищи, черпаками для воды, жаровнями, тазиками для умывания дастшуй, шкатулками, табакерками. Узоры на чеканных изделиях встречаются и в других видах узбекского декоративно-прикладного искусства. Самый распространенный орнамент – ислими, вьющийся растительный узор. Геометрический орнамент гирих носил второстепенный характер.

Встречаются и каллиграфические узоры. Зооморфные изображения использовались редко. В основном это мотивы, связываемые с частями тела животного: чашми бульбуль (глаз соловья), пушти балык (рыбья чешуя), кучкорак (рога барана) и другие. Нередко ручки и носики кувшинов украшались объемно-пластическими деталями в виде головок животных и птиц.

-5

ФОТОПОДБОРКА

-6
-7

-8

Текст Шахло Абдуллаевой из книги-альбома "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира"