Уходящий год по традиции подарил любителям рок-музыки много новых альбомов, как от ветеранов сцены, так и от новичков. Не обошлось без сюрпризов. Журнал Classic Rock отобрал 50 самых лучших релизов, вышедших за последние 12 месяцев. Всю неделю на дзен-канале Rock AD выходили обзоры нижних десяток рейтинга. Сегодня пришла очередь Топ-10.
10 BIG BIG TRAIN — Grand Tour
Откровенно говоря, британская прог-группа Big Big Train имела меньше всех шансов попасть в число 50 лучших альбомов 2019 года. Корнями она уходит в конец 80-х, и на постоянной основе выдает роскошную интеллигентную музыку, которая занимала последние места на музыкальном подиуме даже в те времена, когда Питер Габриэль еще был участником Genesis. Но их чарующий двенадцатый альбом доказал, что в современном мире еще осталось место для старомодных умельцев и интеллекта. Их последние альбомы были окутаны мифологией туманной Англии, но Grand Tour идет гораздо дальше. Название диска отсылает к культурным путешествиям по Европе, которые совершала богатая молодежь XIX века в поисках новых идей. Треки Alive и Voyager будто впитали в себя ощущение музыкального прогресса того периода, а вторая из них вдохновлена бесконечностью знаменитого путешествия одноименного космического зонда. Но самый длинный вояж совершают сами Big Big Train. ДЭ
09 BRUCE SPRINGSTEEN — Western Stars
Этим кинематографическим девятнадцатым альбомом Брюс Спрингстин вырезает себя в постоянно меняющемся американском пейзаже словно оживший монумент горы Рашмор. На восьмом десятке Босс амбициозно решил расширить свой музыкальный кругозор и покинул родной Нью-Джерси, направившись в сторону мифологического американского Запада: одиноких всадников, бриллиантовых ковбоев, бродяг с горных равнин и пустынных шоссе. Собрав необходимый материал, Спрингстин разворачивает понятие рок до широкоэкранных оркестровых аранжировок, а философские элегии вроде Tucson Train и There Goes My Miracle отдают дань уважения роскошным мастерам аналогового кантри-попа Джимми Уэббу, Глену Кэмпбеллу и Гарри Нильссону. В итоге Western Stars сумел добраться до вершин хит-парадов Британии и остального мира, который таким образом приветствуют творческую осень патриарха Брюса. СД
08 STRAY CATS — 40
За четверть века рокабилли-трио из Нью-Йорка не выпустило ни единого студийного альбома, а после воссоединения в начале этого года не пожертвовала моде ни щепотки, ни даже небольшого клочка собственного стиля. Но аудитория среднего возраста все равно восприняла группу «на ура». В нынешние смутные времена было бы слишком опрометчиво бросаться с головой в большей частью вымышленный мир музыкальных автоматов и красных носков от Брайана Сетцера, Ли Рокера и Слима Джима Фантома. Однако на альбоме 40 ветераны без пауз выдают треклист со скоростью форсированного Ford T-Bird. В принципе на диске записана музыка молодых людей — от гремучих ходов гитары Gretsch до баек о белокурых цыпочках, обнажающихся на парковке закусочной, и в исполнении этих старперов она должна была бы звучать нелепо. Но безудержная эмоциональность и виртуозность «бродячих котов» на треках Cat Fight (Over A Dog Like Me) и Rock It Off заставляет вспомнить о разнузданных девицах, чувственных губах, яростных кулаках и ноющей промежности, а не об увеличенной простате. Набрав такой темп, они могут бродить еще долго. ГЙ
07 GARY CLARK JR — This Land
За последние несколько лет песен протеста против политики Трампа хватало в избытке, но лишь немногие из них звучали так зажигательно, как заглавная песня пятого альбома Гари Кларка-младшего. От ярости у техасца захватывает дух, и он взрывается от огненного вдохновения, которое черпал у современных хип-хоп исполнителей, вроде Кендрика Ламара. Кларк рисует кипящие от несправедливости картины бытия афроамериканца во время апофеоза необъявленной культурной гражданской войны: «Пошел нах…, я сын Америки, вот откуда я родом» // Fuck you. I’m America’s son, there is where I come from’ . Остальная часть альбома This Land, возможно, не такая зажигательная, но не менее революционная. Дань уважения Принцу на треке Pearl Cadillac и улюлюкающий гаражный рок на Got To Get Into Something дают нам понять, что этот человек ушел за горизонт, оставив старый добрый блюз белым парням в дорогих костюмах. ДЭ
06 RAMMSTEIN — Untitled
В 2019 году Rammstein устроили самое зрелищное шоу под открытым небом, которое когда-либо видел рок-мир. Но если большинство групп прокладывают свой огненный путь через арены Европы, почти полностью полагаясь на бэк-каталог, то Rammstein сделали основой представления самый свежий материал. Кажется, никто на самом деле так и не понял, как называется новый альбом немцев, но это не имеет значения, потому что, как его не назови — это пик карьеры Rammstein. Десятилетие спустя после Liebe Ist Für Alle Da производство хитов остается для них обычным делом («ничего личного, всего лишь бизнес»). Deutchland заколачивает ритм как AC/DC, посаженные на стероиды, да еще и сопровождается скандальным видео, которое без тени сочувствия напоминает о самых позорных моментах немецкой истории. Продолжает долбежку Ausländer, который прикидывается участником Евровидения, но выдает свою бандитскую сущность в скандальном клипе с большим количеством обнаженных грудей. Высокое мастерство еще никогда прежде не демонстрировалось со столь величественным, юношеским ликованием. ФЛ
05 THE WHO — WHO
Первый альбом The Who за 13 лет ясно дает понять, что это последнее обращение Пита Тауншенда к поклонникам группы. И пусть вас не сбивает с толку глубоко личная природа текстов, похожих на саундтрек к жизни самого Тауншенда и рисующих главного героя Моего Поколения постаревшим на полвека, но все еще с яростным сердцем. Вступительное заявление All This Music Will Fade («Вся эта музыка затихнет») сразу уравновешивает праведную ярость неизбежным приближением пенсии. Роджер Долтри по-прежнему служит идеальным рупором для идей Тауншенда и все еще привносит свое бычье упрямство в его экзистенциальный страх. Вы ожидаете от Rockin' In Rage («Трясусь от бешенства») наглости и напора, но обнаруживаете, что Тауншенд чувствует себя «как прокаженный, который... слишком стар, чтобы сражаться» // ' like a leper… too old to fight’. Альбом WHO работает как двустороннее зеркало, отражающее специфическую ситуацию Тауншенда (представитель его поколения сталкивается с потерей собственной актуальности и чувством одиночества) и стареющих «детей» (которым посвящалась его песня 60-х The Kids Are Allright), с ними все уже далеко не «все в порядке», в 2019 году их цвет лица «серый», они «боятся». WHO предлагает слушателям гораздо больше, чем набор хороших песен. WHO актуален, честен и просто незаменим в хорошей коллекции. ЯФ
04 RIVAL SONS — Feral Roots
Мы (почти) не будем обращать внимания на лишающее сна (хотя и привлекательное) художественное решение обложки: маленькие лесные существа, которым не дали допить грудное молоко явно бешеной собаки — это уже за гранью простого понимания. Поэтому переходим сразу к музыке. Шестой полноформатный альбом Rival Sons уделывает предшественников по всем статьям: душа от блюзовых баллад разворачивается еще шире, ноги при звуках свингующих риффов дергаются сильнее. Альбом в буквальном смысле назван в честь движения группы от рока к самым корням (прямо-таки по тексту песни Bron-Yr-Aur с третьего диска «цеппелинов»), в направлении музыки пасторального штата Теннесси. Этот сельский стиль дает представление о большей части материала пластинки, в первую очередь об удивительном блоке из пяти песен подряд — от Look Away до Imperial Joy. Редко, когда группе удается связать вместе столь разнообразный квинтет треков: открытое акустическое начало первого достигает кульминации в эйфорическом госпеле последнего. И было бы заманчиво рассматривать весь альбом как ориентир для новичков жанра (вы знаете, кого мы имеем в виду), но лучше сдержите это желание и просто наслаждайтесь музыкой. ТБ
03 BLACK STAR RIDERS — Another State Of Grace
«Мы хотели сделать большую запись, звучащую как гимн», — говорит фронтмен Рики Уорвик. — «Создать высокоэнергетический рок-н-ролл». В Another State of Grace есть все это и даже больше. На четвертом альбоме Black Star Riders дебютировали сразу два новых члена группы — гитарист Кристиан Мартуччи и барабанщик Чэд Щелига, а также над диском работал новый продюсер Джей Растон, который сводил звук двух предыдущих альбомом BSR. В некоторых песнях, в частности в Tonight The Moonlight Let Me Down, по-прежнему слышаться отголоски Thin Lizzy — группы, из которой родились Black Star Riders, и где нынешний гитарист Скотт Горэм играл в свои лучшие дни. Однако на этом альбоме появились новые идеи и новое звучание: оттенки американы в What Will It Take?, мощь песен протеста в Why Do You Love Your Guns?. Как сказал Уорвик: «Связь с Лиззи останется навсегда, но эта группа уже живет сама по себе». ПЭ
02 THE DARKNESS — Easter Is Cancelled
The Darkness не делают плохих альбомов, но для большинства неосведомленных слушателей их релиз не всегда равняется сумме его разодетых в спандекс составляющих. Easter Is Cancelled — совсем другое дело. Это альбом, который хорошо начинается и с каждым следующим треком становится только лучше. Альбом настолько последователен, что группа целиком играла его вживую во время турне. Такой подход обычно становится верным способом вызвать недовольство, но это не тот случай. Девять месяцев, потраченных на его создание породили многоголового зверя, который впитал в себя огромную часть славного прошлого рок-н-ролла — Queen, AC/DC, Boston и так далее. Пережевав материал, The Darkness выплевывают его облаченным в ультрасовременные металл и кожу, глянец которых умело состарили. И вот вам шведский стол с грохотом риффов и умными, цепляющими текстами песен: от шипучего восторга Heart Explodes до своеобразного водевиля Deck Chair и ликующей Live ’Til I Die — все это весело, щедро и блестяще исполнено. Те, кому не по нраву голос Джастина Хокинса, после Easter Is Cancelled мнения точно не изменит. Но для тех, кто любит группу, альбом станет напоминанием о том, что такое жизнерадостный рок-н-ролл в умелых руках The Darkness. И, надо заметить, это даже далеко не лучшая запись из всех, что они когда-либо делали. ФЛ
Перевод с английского: Алексей Демин. Авторы текстов: Дэйв Эверли, Стивен Далтон, Генри Йетс, Фрейзер Льюри, Ян Фортнэм, Тим Бэтчап и Пол Эллиотт.
Оригинал: Classic Rock #270 (январь 2020)