Примета окраин сахалинской столицы - десяток небольших протестантских церквей постсоветской постройки. Вот эту мы увидели с автобуса по дороге в город из аэропорта:
А мимо этой ходили каждый день - буквально на её задворках был наш хостел:
Эта церковка нашлась в промзоне, примерно там, где стояла часовня Владимировки:
А эта мелькала за окном автобуса по дороге в Холмск.
И казалось бы, откуда взяться такому количеству костёлов и кирх вдали от Европы? Однако до 10% населения Южного составляют корейцы. Корейцы - давно уже не буддийский народ: среди верующих (а таковых уже менее половины) 2/3 составляют христиане, примерно поровну католики и представители всяких протестантских течений вроде методистов, пресветериан, баптистов и прочих. Более того, доля христиан в Корее стремительно растёт, а постсоветские корейцы, что на Сахалине, что в Средней Азии - христианский народ почти поголовно.
В центре Южно-Сахалинска стоит внушительных размеров костёл Святого Якова, освящённый в 2001 году. Между прочим, в нём дольше всего жило японское название Сахалина - до 2003 года местное отделение католической церкви называлось Апостольской префектурой Карафуто.
Православных же церквей, имеющих отдельные здания, на весь Южно-Сахалинск всего две или три - крайняя немногочисленность храмов вообще очень бросается в глаза на Дальнем Востоке. И ни одной исторической церкви на весь Сахалин...
Самый красивый храм на острове - деревянная Троицкая церковь (2009-10) на патриаршем подворье в пригородном селе Троицкое у дороги на Холмск:
А буквально нависающий над Южно-Сахалинском Рождественский собор (2010-16) - скорее знак идентичности, чем храм. Он стоит на самой большой в городе площади Победы, между музеем воинской славы "Победа" и историческим парком "Россия - моя история":
Хотя в архитектурном плане он весьма неплох, по нынешним отечественным меркам:
Само же это место имеет явную преемственность - ведь при японцах оно выглядело так:
Совсем рядом с нынешней площадью Победы находился Гококу-дзиндзя (1939) - храм памяти японских воинов, погибших при захвате Сахалина. Перед ним располагались трофейные русские пушки и боеприпасы, а также (видна на кадре выше) пробитая снарядом труба крейсера "Новик", оборонявшего Корсаковский рейд.
На самом деле с исходом японцев воинский мемориал и кафедрадьный собор у подножья сопки Большевик просто поменялись местами. В последнем квартале Коммунистический проспект при японцах назывался Храмовым проспектом (Дзиндзя-дори), и в конце его - площадь Славы. Главный монумент (1980) посвящён красноармейцам, павшим не в далёкой Европе, а в боях за эти острова.
Вот только композиция странная - будто бы солдат пустил в матроса молнию из пальцев:
Рядом - Аллея Героев:
И Скорбящая Мать в память "афганцев":
Выше - несколько орудий:
Экспозиция которых имеет куда более давнюю преемственность, чем кажется. Только мы выставляем оружие Победы, а японцы предпочитали демонстрировать трофеи. Теперь эти пушки с русского крейсера "Новик" можно увидеть во дворе краеведческого музея.
Дзиндзя-дори здесь сменялась аллеей, которая к Карафуто-дзиндзя - главному храму губернаторства:
Теперь эта дорога к храму выглядит так, и на пол-пути памятник маршалу Александру Василевскому (Главнокомандующий войсками на Дальнем Востоке) и сталинский фасад правительственной гостиницы, местным известной как "дача Леонова" (не космонавта, а однофамильца-руководителя области):
К ней мы и поднялись:
И обошли по едва заметным тропками через заросший склон:
Карафуто-дзиндзя был основан в 1911 году, но не знаю, тех лет это деревянное здание или более позднее:
Был он, как и большинство японских храмов, деревянным, и конечно же сгорел при Советах. Но среди сосен в конце тропы вдруг появляется натуральная избушка на курьих ножках: хотя в основном японское деревянное зодчество каркасное, изредка в Стране Восходящего Солнца встречались и "азекура" - бревенчатые постройки, совсем как у нас рубившиеся "в обло".
Подойдя ближе - видишь, что это даже не сруб, а бетонное подражание деревянному зодчеству (прежде я такое видел в Николаеве). Ведь при храме скопилось немало реликвий (в том числе подаренные императором Хирохито золотой меч, бронзовый колокол, шёлковое полотно и лук), и это - хобугцугура-дэн (1931), несгораемая сокровищница, где они хранились большую часть времени.
Под старым славным шлемом
Теперь звенит сверчок...
И надпись у самого пола о бессмертии самого известного российского корейца...