Не уверен, к месту ли будет мой рассказ. Но почему бы не поделиться воспоминанием, если оно просится наружу... В общем, был у меня в Дуристане еще один родственник – троюродный брат по папиной линии. Он тоже переехал из России, но гораздо раньше, чем я. В начале двухтысячных, как только дядю заместителем министра назначили. Ну и вроде как не прогадал: карьеру сделал, жизнь наладил, даже уважаемым человеком стал. Правда, не так уж и быстро у него это получилось. По характеру ведь был мягким, расслабленным, без какой-либо хватки и особой целеустремленности. Но с другой стороны, зачем нужны эти стремления и цепкость, если рано или поздно дядя сам тебе все в руки принесет. Так и дослужился до должности генерального директора большого спортивного комплекса. Леня Прут его звали. Хотя на самом деле Прудников, но, следуя дядиному примеру, он тоже сменил фамилию на дуристанский лад.
И ведь мы с ним фактически не общались все это время. Так, несколько раз пересекались, когда я приезжал погостить к дяде. Но вот зато когда перевез свою семью в Дуристан и обустроился, Леня стал частным гостем в нашем доме. Если честно, так и не понял почему. То ли по родственному поддержать хотел, то ли думал, что и от меня ему чего-нибудь перепадет, то ли просто общения не хватало. Не знаю, но планами моими интересовался он очень активно. При этом все по своему понимал, так что объяснять приходилось по несколько раз. И, надо сказать, забавные диалоги из этого порой получались. Как и в тот раз.
- Слушай, Вадик, - спросил меня Леня, - а в чем смысл этого вашего консалтинга? Объясни, я реально не понимаю. Ну в самом деле, что он дает? Ведь ходят же ко мне эти консультанты. Постоянно ходят. Предлагаются. Картинки красивые рисуют, обещают, что лучше станет. Но ты мне скажи, только честно, с чего, с какого такого перепугу должно стать лучше, если практически никто из них никогда ничем серьезным не управлял?
- И что с того? Главное, чтобы они понимали, как работает система.
- Подожди, о чем ты? Какая система? Я тебе говорю, у них управленческого опыта нет, а они меня учить собираются.
- Учат в школе, Леня, - усмехнулся я. – У консультантов же совсем иной функционал.
- Функционал? Ох, блин, любите вы эти умные словечки, будто без них нельзя. Ну хорошо, и в чем он? Функционал этот.
- Даже не знаю, как теперь ответить. На языке ведь только умные словечки вертятся.
- Ладно тебе, Вадик. Я ведь серьезно интересуюсь. Что трудно объяснить?
- Да нет.
- Ну так вперед. Я весь во внимании.
- Хорошо, - преодолевая внутреннее сопротивление, согласился я, - попробую. Только ты скажи для начала: у тебя много рабочего времени занимает рутина?
- Естественно. Зачем спрашиваешь?
- Затем, что хочу подвести тебя к нужному выводу. А потому задам еще один вопрос: как часто ты анализируешь возможности для повышения эффективности собственной деятельности, улучшения ее показателей.
- Да постоянно!
- В самом деле? – удивился я, так как рассчитывал на совсем другой ответ.
- А как иначе? – пояснил Лёня. - Все время приходится об этом думать. От меня же сверху только это и требуют. У них ведь на каждом совещании обязательное обострение на этот счет случается. Динамика роста нужна. Понимаешь? Поэтому хоть процентик им да прибавь.
- И как ты справляешься с этой задачей?
- Да никак. Работаю, как работал. Естественно, сочиняю там разные проекты и запускаю их. А дальше, как повезет.
- А если не везет, то что?
- Да ничего страшного. Крайнего всегда можно найти. К тому же я им сразу про проблемы свои петь начинаю и денег прошу на их устранение. Они тогда успокаиваются. Но ты прав, времени на все это уходит действительно много.
- Подожди, мы куда-то не туда сейчас свернули. Я тебе про одно, а ты мне про отношения с начальством.
- Так это же основное.
- Я не спорю. Но разве ты сам не заинтересован, чтобы твоя деятельность стала более продуктивной? Разве не хочешь тратить меньше ресурсов, добиваться больших результатов, в конце концов навести порядок в делах?
- А у меня и так порядок.
- Что идеальный? Не может быть лучше?
- А зачем мне это, Вадик? Если я начну работать лучше, меня так нагрузят, что мало не покажется. Да еще финансирование урежут.
- Все понятно, - осенило меня. - Узнаю подход. Не выпендриваешься в общем?
- Ну да. Зачем себе жизнь усложнять?
- Пожалуй, соглашусь: усложнять не надо. И тогда ты прав, Леня, консалтинг тебе точно ни к чему. Так что молодец, что не связываешься. Лишнее это в твоем случае.
- Подожди, что значит лишнее?
- То и значит, не поможет он тебе.
- А кому-то значит поможет?
- Так и есть.
- Чем, Вадик? Объясни. Нет, мне, правда, интересно. Только очень тебя прошу простым языком, без оптимизаций и эффективностей этих.
- А чего так режут слух?
- Да не то что бы, просто по-человечески хочется, чтобы доступно было. Без напряжения.
- Ну ладно, - снова согласился я. - Давай на примере яичницы это сделаю. Я так слушателям пять функций управления объясняю. Вот и мы с их помощью сможем во всем разобраться.
- Не понял тебя сейчас.
- Что на этот раз?
- Ты мне про функции управления сейчас будешь рассказывать?
- Ну да. На их примере все разъясню.
- Так ты же сказал, что это будет яичница.
- Господи, Лёня, как же с тобой сложно. Честное слово!
- А чего такого?
- Да ничего. Ты от меня объяснений хочешь получить, но не даешь даже мысль закончить.
- Да потому что ты непонятные вещи говоришь.
- Это от того, что ты их не дослушиваешь. Разве это не очевидно, что, если чего-то не понимаешь, то понимание не может прийти сразу, в начале объяснения. Надо же выслушать до конца. Увидеть логику, цепочку аргументов. Неужели так трудно?
- Ладно, - сдался Лёня. - Объясняй, как умеешь.
- Спасибо! Только ты не перебивай меня больше, пожалуйста. И четко отвечай на мои вопросы. Договорились?
- Договорились.
- Вот и замечательно. Теперь скажи мне, с чего ты начинаешь готовить яичницу?
- В смысле?
- Без смысла. Просто отвечай на вопрос.
- Ну хорошо. Беру яйца, сковородку...
- Увы, Лёня, но не совсем с этого.
- А с чего?
- А с того, - передразнил я его. - Сначала ты делаешь другое, а именно осознаешь потребность в еде, и это побуждает тебя к действию. Мотивация – так это называется. И она определяет твой настрой, активность, отношение к дальнейшим процессам. Кроме того запускает другие функции. Прежде всего целеполагание. Ты же представляешь перед готовкой, какой результат хочешь получить – из скольких яиц будет твоя яичница, степень прожарки, дополнительные ингредиенты. Разве не так?
- Пожалуй, что так.
- И это замечательно. Тогда пойдем дальше: образ цели определяет образ действий. А значит ты сразу же строишь план, что надо взять сковородку, поставить ее на плиту, зажечь конфорку, и для самой яичницы у тебя тоже есть рецепт, иными словами, последовательность действий, которые надо совершить, чтобы ее приготовить. Верно ведь?
- Ну да.
- Вот. Есть только один нюанс, Лёня: ты не замечаешь эти процессы. Потому что делаешь это неосознанно, автоматически. И это нормально, ведь главная задача в освоении любой деятельности – довести ее до автоматизма, чтобы высвободить свой интеллектуальный ресурс для решения более важных вопросов: стратегических, тактических. Но об этом чуть позже. Ты лучше скажи, что ты делаешь дальше?
- Беру сковородку и яйца?
- Не торопись. Разве не надо убедиться, что у тебя есть необходимые ресурсы. И поэтому ты открываешь холодильник.
- Точно, блин, - усмехнулся Лёня.
- На самом деле это называется анализ ресурсов. И на этой стадии целеполагания ты либо утверждаешься в своем выборе, либо вносишь коррективы. Как вариант, соглашаешься на уменьшение порции или, наоборот, добавляешь новые ингредиенты, наличие которых ты даже не предполагал в начале своего планирования: бекон, помидоры, ну или еще что-то, с чем ты там любишь.
- С сыром люблю.
- Хорошо. Значит будет с сыром. Главное, чтобы он был в холодильнике. А еще яйца. Потому что, если их нет, тебе придется полностью изменить образ цели. И ты станешь варить сосиски, потому что они есть. Или согласишься на увеличение издержек - пойдешь в магазин. При этом в деньгах не потеряешь – яйца, купленные ранее или потом, стоят одинаково. Но вот время. Его придется потратить. И тебе решать, стоит ли оно того или нет. Ну да ладно. Что будем делать дальше?
- Неужели начинаем готовить?
- Увы, пока еще рано, Лёнь. Мы же не сделали очень важную вещь - не создали оргструктуру.
- Оргструктуру? Для яичницы?
- Да, не удивляйся. Без организации ничего не получится. Ведь ты же должен распределить функционал между органами своего тела. Оценить их компетенции, назначить те, что наиболее соответствуют поставленным задачам.
- Чего?
- Да ничего, - улыбнулся я. - Вот скажи: можно ли сковородку поставить на плиту ногой?
- А на фига это делать?
- Гипотетически можно или нет?
- Ну можно конечно же.
- Вот. Но мы не делаем этого, так как знаем, что рукой это получится гораздо эффективнее.
- Но это же очевидно.
- Согласен. Только анализ все равно делается, чтобы прийти к такому выводу. При этом каждый раз. Просто, как я уже сказал, автоматически, поэтому ты этого не замечаешь. Но, когда речь пойдет о более сложных операциях или проектах, особенно, когда распределяешь задачи между людьми, согласись очень важно понимать, кто из них нога, а кто рука.
- Блин, ну ты и зануда. Из простой яичницы такую философию развел.
- Не ты первый мне это говоришь, поэтому уже не обидно. Так что давай дальше. Ты там хотел начать готовить, ну что же, теперь можешь приступать. Только при этом запустим еще две функции. Первая - это координация - процесс согласования целей и средств их достижения. Попросту говоря, надо же следить за тем, чтобы твои органы не мешали друг другу и действовали сообща. А вторая функция - это контроль. И главное здесь умение соотносить текущую ситуацию с ожидаемым результатом. Ведь, если что-то начинает идти не так, то нужно сразу же вносить коррективы в систему целеполагания, вырабатывать план необходимых действий, назначать исполнителя. Так, к примеру, когда твоя яичница начинает пригорать, ты оперативно формируешь представление о том, что нужно сделать, а затем даешь команду той или иной руке, и она уменьшает огонь. Правда ведь?
- Ну да, только, какое отношение это имеет к консалтингу?
- Подожди, скоро все станет на свои места.
- Хорошо, но я все равно не понимаю, зачем все так усложнять?
- Это естественное сопротивление, Лёнь. Так и должно быть. Ты же добился автоматизма и тем самым разгрузил себя, свой мозг. Само собой, что не видишь смысла что-то менять, анализировать, концентрировать свое внимание на том, что кажется правильным и работоспособным. И это логично, разумно. Но при этом надо учитывать одну вещь: жизнь не стоит на месте. С того момента, как ты решил, что в совершенстве овладел навыком приготовления яичницы, изменились технологии, инструменты, продукты. Да и чего говорить, возможно твое представление о совершенном навыке изначально было не совсем верным. Но не в этом суть. Тут важно другое: ты ведь, используя выбранную метафору, готовишь эту яичницу почти каждый день, а еще вместе с ней также на автомате с десяток других блюд. И эти процессы никак нельзя остановить. Ты обязан готовить в соответствии с планом. К тому же, как говоришь, очень много времени приходится тратить на отношения с начальством. Да и личную жизнь никто не отменял. Где же тогда взять ресурс, чтобы сделать паузу, спокойно и вдумчиво изучить новые решения, подходы, предложения? Выбрать нужное, а потом еще внедрить это. Понимаешь, о чем я? Вот для этого и нужны консультанты. Ведь в то время, как ты готовишь, они собирают и исследуют новые знания об яичницах. Как о продукте, как о процессах, как об отношениях. Кто-то глобально, кто-то специализируется на чем-то одном. Не важно. Главное, если ты правильно сформулируешь задачу, они твою яичницу могут изменить. Например, проанализируют весь процесс и подскажут, где у тебя сбои. При этом говорить будут исключительно о пяти функциях управления. Потому что, если на процессуальном уровне у тебя что-то идет не так, проблема всегда будет либо в мотивации, либо в целеполагании. Ну в том смысле, что ты неправильно формируешь образ цели или образ действий, то есть рецепт у тебя не совсем точный, а может просто не умеешь анализировать ресурсы.
- В смысле открывать холодильник?
- Ага, хорошо, что ты это запомнил. Надеюсь, уловил и остальное? Как выбирать руку или ногу, как делать так, чтобы они не мешали друг другу? Ну или как понимать, что надо убавить огонь?
- Забавно, - прокомментировал Лёня.
- Как скажешь. Кстати, есть еще один вариант консалтинга. Не стратегический, операционный. В этом случае тебе могут показать, как правильно разбивать яйца. Ну так, чтобы скорлупа не падала в сковородку.
- О! Меня кстати бесит, когда такое происходит.
- Это всех бесит, Лёнь, но мы о другом. Я хочу донести до тебя главную мысль: когда обращаешься к консультанту, он должен выявить дисфункцию. Иными словами, увидеть то, что ты увидеть не можешь из-за внутреннего сопротивления, и предложить решение, сэкономив тебе время и нервы. Поэтому это стоит денег. Но зато в итоге ты станешь тратить меньше своих ресурсов на получение привычного результата. Или узнаешь, как достигать большего. Ну это я так постарался избежать слов эффективность и оптимизация.
- Ты чего теперь подкалывать меня этим будешь?
- Да нет. Просто стараюсь быть доступным, не изменяя себе. Но ты лучше другое скажи: удалось мне объяснить, зачем он нужен? Консалтинг этот?
- Ну вроде да. Только сложно все это в моей ситуации.
- Это я уже понял. И даже согласился с тобой.
- Нет, ну в самом деле, Вадик, ты не обижайся. Просто, если у нас начать чего-то менять, будет только хуже. Не готовы еще люди. Понимаешь?
- Не готовы к более качественной яичнице?
- Может и так, а может просто не готовы. Говорю же тебе: сложно все это. Хотя про скорлупу мне понравилось. Такие вещи, пожалуй, могут пригодиться. А вот функции… Даже не знаю. По-моему, не работает все это.
- Слушай, - захотелось мне сказать, - а знаешь, кому еще консалтинг помочь не может?
- Кому?
- Тем, кто убежден, что готовит яичницу, при этом берет яйца, кладет их в кастрюлю, добавляет воды и ставит на огонь.
- Хочешь сказать, что есть такие дебилы? – усмехнулся Леня.
- Ты даже не представляешь сколько их, - ответил я.
P.s. Вы не подумайте, понимаю, что не совсем точно все объяснил. К сожалению, линейные коммуникации так сильно сужают наши возможности. Но, с другой стороны, ему и не надо было.