Электрические двигатели постоянного или переменного тока применяются в качестве привода различных механизмов и установок на предприятиях как легкой, так и тяжелой промышленности, в агропромышленном комплексе, а также в быту. Огромный ассортимент электрических двигателей, выпускаемых российскими и зарубежными производителями, требует унификации не только по основным электрическим характеристикам и присоединительным размерам, но и по конструктивному исполнению и способу установки.
Конструктивное исполнение электродвигателей по способу монтажа регламентируется ГОСТ 2479 и состоит из буквенно-цифрового обозначения. Буквенная часть состоит из двух букв латинского алфавита IM, а цифровая – из четырех цифр.
Конструктивное исполнение электродвигателя
Обозначается цифрой от 1 до 9 и определяет форму электродвигателя, наличие у него «лап», фланца, стояковых подшипников и других конструктивных элементов:
- "1" - с одним или двумя подшипниковыми щитами и специальными «лапами» (съемными или являющимися частью корпуса), в том числе с пристроенным редуктором;
- "2" - со стационарными или съемными «лапами», с одним или двумя фланцами, которые являются частью подшипникового щита;
- "3" - без стационарных или съемных «лап» с одним или двумя фланцами, которые являются частью подшипникового щита;
- "4" - без стационарных или съемных «лап» с подшипниковыми щитами и фланцем, который расположен на станине;
- "5" - без подшипниковых щитов;
- "6" - без стационарных или съемных «лап» с подшипниковыми щитами и одним или несколькими подшипниками, установленных на отдельных независимых опорах;
- "7" - без стационарных или съемных «лап», без подшипниковых щитов и одним или несколькими подшипниками, установленных на отдельных независимых опорах;
- "8" - с вертикальным расположением вала. Кроме электрических машин, которые относятся к конструктивному исполнению IM1-IM4;
- "9" - изготовленные с учетом специального или индивидуального способа монтажа.
Способ монтажа электрического двигателя
Обозначается двумя цифрами, по которым можно определить расположение электродвигателя в пространстве относительно места крепления к фундаменту или опорной плоскости приводимого механизма, направление вала (вверх, вниз, вправо, влево, в любом положение), а в двигателях фланцевого исполнения – размер фланца: большой или малый (цокольный), а также их доступность для технического обслуживания.
Исполнение вала
Четвертая цифра в маркировке конструктивного исполнения и способа монтажа электрических двигателей указывает на количество вылетов вала и его форму:
- "1" - двигатель с единственным вылетом вала, конец которого имеет цилиндрическую форму;
- "2" - двигатели, имеющие два вылета вала, концы которых имеет цилиндрическую форму;
- "3" - двигатель с единственным вылетом вала, конец которого имеет коническую форму;
- "4" - двигатели, имеющие два вылета вала, концы которых имеет коническую форму;
- "5" - двигатель с единственным вылетом вала, конец которого предназначен для фланцевого присоединения к механизму;
- "6" - двигатели, имеющие два вылета вала, концы которых предназначены для фланцевого присоединения к механизму;
- "7" - двигатели, имеющие два вылета вала, с одним концом со стороны привода (предназначенным для фланцевого присоединения к механизму) и вторым, имеющим цилиндрическую форму (с противоположной стороны);
- "8" - двигатели, имеющие два вылета вала, причем со стороны привода располагается конец цилиндрической формы, а с противоположной стороны конец вала, предназначенный для фланцевого присоединения;
- "9" - исполнение вала, не входящее в предыдущие группы.
Подбор электродвигателей должен осуществляться с учетом всех особенностей эксплуатации.
В общепромышленных приводах двигатели конструктивного исполнения 4-9 используются крайне редко. Наиболее распространенными являются двигатели на «лапах», а также фланцевого и комбинированного исполнения.
Двигатели с креплением на «лапы» используются при наличии достаточного свободного пространства, а также приведения в движение механизмов, не требующих большой точности при сочленении валов. Для передачи вращающего момента используются упругие и цепные муфты, ременная передача или прямой привод.
Электродвигатели с нормальным или цокольным фланцем используются, в условиях дефицита эксплуатационного пространства, а также когда требуется обеспечить максимальную точность центрировки валов. Для этого на подшипниковом щите имеется центрирующий выступ.
Использование электродвигателей с комбинированным способом крепления позволяет значительно снизить вибрационные нагрузки, возникающие во время эксплуатации. Достигается это благодаря двойной фиксации – к механизму и к бетонированному фундаменту.
Оригинал статьи размещен на нашем сайте cable.ru.
Если этот материал был для Вас полезным, поделитесь им в социальных сетях!
Также рекомендуем статью о заземлении стеллажей.
А для того, чтобы не пропустить выход новых статей, ставьте "лайк" и подписывайтесь на наш канал: Кабель.РФ: всё об электрике.