Найти тему
Кабель.РФ: всё об электрике

Исполнение электродвигателей по способу монтажа

Оглавление

Электрические двигатели постоянного или переменного тока применяются в качестве привода различных механизмов и установок на предприятиях как легкой, так и тяжелой промышленности, в агропромышленном комплексе, а также в быту. Огромный ассортимент электрических двигателей, выпускаемых российскими и зарубежными производителями, требует унификации не только по основным электрическим характеристикам и присоединительным размерам, но и по конструктивному исполнению и способу установки.

Конструктивное исполнение электродвигателей по способу монтажа регламентируется ГОСТ 2479 и состоит из буквенно-цифрового обозначения. Буквенная часть состоит из двух букв латинского алфавита IM, а цифровая – из четырех цифр.

Конструктивное исполнение электродвигателя 

Обозначается цифрой от 1 до 9 и определяет форму электродвигателя, наличие у него «лап», фланца, стояковых подшипников и других конструктивных элементов:

  • "1" - с одним или двумя подшипниковыми щитами и специальными «лапами» (съемными или являющимися частью корпуса), в том числе с пристроенным редуктором;
  • "2" - со стационарными или съемными «лапами», с одним или двумя фланцами, которые являются частью подшипникового щита;
  • "3" - без стационарных или съемных «лап» с одним или двумя фланцами, которые являются частью подшипникового щита;
  • "4" - без стационарных или съемных «лап» с подшипниковыми щитами и фланцем, который расположен на станине;
  • "5" - без подшипниковых щитов;
  • "6" - без стационарных или съемных «лап» с подшипниковыми щитами и одним или несколькими подшипниками, установленных на отдельных независимых опорах;
  • "7" - без стационарных или съемных «лап», без подшипниковых щитов и одним или несколькими подшипниками, установленных на отдельных независимых опорах;
  • "8" - с вертикальным расположением вала. Кроме электрических машин, которые относятся к конструктивному исполнению IM1-IM4;
  • "9" - изготовленные с учетом специального или индивидуального способа монтажа.


Способ монтажа электрического двигателя

Обозначается двумя цифрами, по которым можно определить расположение электродвигателя в пространстве относительно места крепления к фундаменту или опорной плоскости приводимого механизма, направление вала (вверх, вниз, вправо, влево, в любом положение), а в двигателях фланцевого исполнения – размер фланца: большой или малый (цокольный), а также их доступность для технического обслуживания.

-2

Исполнение вала

Четвертая цифра в маркировке конструктивного исполнения и способа монтажа электрических двигателей указывает на количество вылетов вала и его форму: 

  • "1" - двигатель с единственным вылетом вала, конец которого имеет цилиндрическую форму;
  • "2" - двигатели, имеющие два вылета вала, концы которых имеет цилиндрическую форму;
  • "3" - двигатель с единственным вылетом вала, конец которого имеет коническую форму;
  • "4" - двигатели, имеющие два вылета вала, концы которых имеет коническую форму;
  • "5" - двигатель с единственным вылетом вала, конец которого предназначен для фланцевого присоединения к механизму;
  • "6" - двигатели, имеющие два вылета вала, концы которых предназначены для фланцевого присоединения к механизму;
  • "7" - двигатели, имеющие два вылета вала, с одним концом со стороны привода (предназначенным для фланцевого присоединения к механизму) и вторым, имеющим цилиндрическую форму (с противоположной стороны);
  • "8" - двигатели, имеющие два вылета вала, причем со стороны привода располагается конец цилиндрической формы, а с противоположной стороны конец вала, предназначенный для фланцевого присоединения;
  • "9" - исполнение вала, не входящее в предыдущие группы.

Подбор электродвигателей должен осуществляться с учетом всех особенностей эксплуатации.

В общепромышленных приводах двигатели конструктивного исполнения 4-9 используются крайне редко. Наиболее распространенными являются двигатели на «лапах», а также фланцевого и комбинированного исполнения.

-3

Двигатели с креплением на «лапы» используются при наличии достаточного свободного пространства, а также приведения в движение механизмов, не требующих большой точности при сочленении валов. Для передачи вращающего момента используются упругие и цепные муфты, ременная передача или прямой привод.

Электродвигатели с нормальным или цокольным фланцем используются, в условиях дефицита эксплуатационного пространства, а также когда требуется обеспечить максимальную точность центрировки валов. Для этого на подшипниковом щите имеется центрирующий выступ.

Использование электродвигателей с комбинированным способом крепления позволяет значительно снизить вибрационные нагрузки, возникающие во время эксплуатации. Достигается это благодаря двойной фиксации – к механизму и к бетонированному фундаменту.

Оригинал статьи размещен на нашем сайте cable.ru.

Если этот материал был для Вас полезным, поделитесь им в социальных сетях!

Также рекомендуем статью о заземлении стеллажей.

А для того, чтобы не пропустить выход новых статей, ставьте "лайк" и подписывайтесь на наш канал: Кабель.РФ: всё об электрике.