9,2K подписчиков

Санкт-Петербург. История доходного дома герцога Лейхтенбергского.

3,3K прочитали
Фотографии декабрь 2019 года.
Фотографии декабрь 2019 года.

Доходный дом герцога Лейхтербергского на Большой Зеленина — один из самых красивых и необычных образцов петербургского модерна. Петроградская сторона, конечно, не может пожаловаться на дефицит замечательных построек ведущих зодчих начала XX века, и однако такого оригинального модерна не встретишь, наверное, больше нигде не только на Петроградской стороне, но и во всем Петербурге.

Весь облик этого дома нездешний, не северный, а, скорее, брюссельский, парижский или барселонский. Модерн с изюминкой!).

Несколько слов об архитектурных особенностях и оформлении фасада, созданного по проекту Ф. Ф. фон Постельса. Эффектный фасад дома герцога Н. Н. Лейхтенбергского выходит на улицу Большая Зеленина. Хотя фасад по своей структуре решен в классическом симметричном стиле, именно фантастический декор здания делает его произведением искусства. На упорядоченную архитектурную композицию накладывается монументальная мозаичная картина и затейливый рельефный декор, кипящий, пенящийся, полный жизни.

Фотографии декабрь 2019 года.
Доходный дом герцога Лейхтербергского на Большой Зеленина — один из самых красивых и необычных образцов петербургского модерна.-2

Основная «изюминка» фасада — это, безусловно, гигантский мозаичный фриз верхнего этажа, состоящий из пяти пейзажных панно, перемежаемых окнами и необычными стеклянными фонарями художественных ателье. Мозаика для этого доходного дома была создана в 1905 году по эскизам художника-архитектора С.Т. Шелкового в мастерской знаменитого русского художника-мозаичиста В.А. Фролова (1874-1942). Именно в мастерской Фролова был выполнен фриз дома Набоковых и здания Общества взаимного кредита в Петербурге, а также мозаики для Спаса на Крови, Феодоровского собора в Пушкине, храма Александра Невского в Таллине, Морского собора Николая Чудотворца в Кронштадте и других религиозных и светских учреждений, особняков и доходных домов.

Фотографии декабрь 2019 года.
Доходный дом герцога Лейхтербергского на Большой Зеленина — один из самых красивых и необычных образцов петербургского модерна.-3

Мозаичная мастерская Фролова с 1899 до 1918 года работала на Васильевском острове, на Большом проспекте, 64 (на углу с 22-й линией). В 1929 году Фролов и его семья были вынуждены покинуть здание. После этого художник возглавлял мастерскую мозаики Академии художеств. Умер Фролов от голода во время ленинградской блокады. Мастерская Фроловых, основанная отцом и братом Владимира Александровича, прославилась не только высоким художественным качеством работ, но и применением нового способа набора смальт («обратного набора»), значительно ускорявшего и удешевлявшего создание мозаик. Это позволяло украшать мозаикой не только крупные храмы, но и жилые дома.

Фотографии декабрь 2019 года.
Доходный дом герцога Лейхтербергского на Большой Зеленина — один из самых красивых и необычных образцов петербургского модерна.-4

Для доходного дома герцога Н.Н. Лейхтенбергского, тематика мозаики весьма необычна: в русском мозаичном искусстве раньше еще не создавали композиций с подобными картинами — чего стоит один только индустриальный пейзаж с дымящимися фабричными трубами.

С этим урбанистическим видом мирно соседствуют, перетекая один в другой в виде единой панорамы, пасторальные композиции. Просторы полей, холмы, морские дали с парусниками у причала. Если внимательно присмотреться, то на правой крайней мозаике с изображением парусников справа внизу можно заметить букву «Ф» и год «1905».

Фотографии декабрь 2019 года.
Доходный дом герцога Лейхтербергского на Большой Зеленина — один из самых красивых и необычных образцов петербургского модерна.-5

Что касается техники набора, то новаторское решение В.А. Фролова состояло в том, чтобы использовать беспрецедентно крупные и разнообразные по конфигурации куски смальты. Такой метод получил название техники укрупненного набора. Определенную роль играет и сама фактура шероховатой поверхности смальты, создающая эффекты преломления и отражения. По величине и рисунку это мозаичное панно не имеет аналогов в Санкт-Петербурге. Оно органично сочетается с архитектурно-скульптурной основой здания; недаром этот дом в стиле модерн называют выдающимся примером синтеза искусств.

Фотографии декабрь 2019 года.
Доходный дом герцога Лейхтербергского на Большой Зеленина — один из самых красивых и необычных образцов петербургского модерна.-6

Пространство смальтового фриза разделяют четыре трехгранных стеклянных фонаря, предназначавшихся, как уже было сказано, для художественных мастерских. Чередование этих прозрачных пирамид с отсвечивающими мозаичными панно создает дополнительный визуальный эффект. Вдобавок к этому, каждое из пяти мозаичных полотен верхнего этажа «разрывается» окном, позволяя зрителю самостоятельно додумать недостающие фрагменты пазла. Пейзажные мозаики будто сливаются с небом, с воздушно-световым пространством, объединяя дом с его окружением.

Остальные этажи дома оформлены не менее оригинально. Нижний этаж, выделенный широкими витринами магазинов, привлекает внимание центральным порталом. Этот парадный вход окаймлен своеобразным свитком, по бокам которого крупными акцентами горят два круглых солнца с инопланетными «глазками» в окружении изощренно изогнутых лучей-лепестков, напоминающих закрученные листья загадочного растения.

Фотографии декабрь 2019 года.
Доходный дом герцога Лейхтербергского на Большой Зеленина — один из самых красивых и необычных образцов петербургского модерна.-7

Особым украшением главного входа, бесспорно, являются две парящие над дверью женские фигуры, летучие, с развевающимся платьем. Эти изящные девы в стиле ар-нуво обрамляют вздувшееся волной завершение портала.

Весь этот энергичный орнаментально-скульптурный слой составляет неожиданное художественное единство со строго упорядоченной архитектурной основой.

Фотографии декабрь 2019 года.
Доходный дом герцога Лейхтербергского на Большой Зеленина — один из самых красивых и необычных образцов петербургского модерна.-8

Несколько слов об истории доходного дома герцога Н.Н. Лейхтенбергского.

Здание было построено в 1904–1905 годах и стало первой крупной работой молодого зодчего Ф.Ф. фон Постельса. Проект малоизвестного архитектора оказался столь удачен, что это произведение стало одним из лучших и самых оригинальных зданий в стиле модерн во всем Санкт-Петербурге. Несколько слов о создателе этого чуда архитектуры архитекторе Постельсе и его заказчике — герцоге Н.Н. Лейхтенбергском.

Архитектор Фридрих Фридрихович Постельс (1873-1960) (в литературе также встречается вариант Фёдор Фёдорович фон Постельс и Фридрих Август Постельс) — крупный мастер архитектуры модерна, автор ряда жилых и промышленных зданий, работавший также как живописец, график, иллюстратор. Потомственный дворянин, фон Постельс родился в лютеранской семье в Санкт-Петербурге. Дед архитектора, Александр Филиппович, был тайным советником, членом Совета министра народного просвещения, директором 2-й гимназии (20 лет его руководства считались лучшими в истории этого учебного заведения). Отец будущего зодчего, статский советник Федор Александрович, работал директором Лесного института, его тоже любили и уважали студенты.

Фотографии декабрь 2019 года.
Доходный дом герцога Лейхтербергского на Большой Зеленина — один из самых красивых и необычных образцов петербургского модерна.-9

В течение десяти лет фон Постельс (с 1883 по 1893 год) учился в гимназии, а в 1900 году окончил Академию художеств, где обучался в мастерской профессора архитектуры Л.Н. Бенуа. Затем, Постельс работал в Петербурге и Москве, проявив себя как яркий мастер архитектуры модерна (стоит отметить собственный особняк архитектора на Каменном острове: Театральная аллея, 4). После революции зодчий эмигрировал и был вынужден забыть о привычном образе жизни состоятельного петербуржца с высоким положением обществе, оставить увлечения фотографией, спортом и воздухоплаванием.

Фотографии декабрь 2019 года.
Доходный дом герцога Лейхтербергского на Большой Зеленина — один из самых красивых и необычных образцов петербургского модерна.-10

С 1920 года Постельс жил в США (в Нью-Йорке), где работал над исследованиями по вопросам перспективы, преподавал, выступал в качестве архитектора-консультанта и рисовальщика. К сожалению, архитектору не удалось повторить свой первый успех, и на новой родине он не создал ничего столь же значительного и оригинального, как доходный дом герцога Лейхтенбергского в Петербурге. В 1930-х годах Постельс состоял членом Объединения русских архитекторов в Праге. С 1946 года был представителем в США Общества охранения русских культурных ценностей. Ф.Ф. фон Постельс скончался в 1960 году. В некрологе, написанном А. Кирилловым, справедливо сказано, что «хотя Ф.Ф. жил в Америке с 1920 г. и многим ей обязан, однако, полный расцвет таланта и духовного развития он получил в старой императорской России».

Ул. Большая Зеленина. В серединке доходный дом герцога Лейхтенбергского. Декабрь 2019 года.
Ул. Большая Зеленина. В серединке доходный дом герцога Лейхтенбергского. Декабрь 2019 года.

Дом на Большой Зеленина, 28, был построен для светлейшего герцога Николая Николаевича Лейхтенбергского (1868-1928). Герцог происходил из известной ветви французского дворянского рода Богарне (Beauharnais): его потомком был пасынок Наполеона Бонапарта, сын его жены Жозефины 1-й герцог Лейхтенбергский Евгений Богарне. Николай Николаевич Лейхтенбергский также был внуком великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I (она была супругой Максимилиана Лейхтенбергского, внука Жозефины, мецената и попечителя Максимилиановской больницы).

Н.Н. Лейхтенбергский с 1891 года жил в Санкт-Петербурге, служил в Преображенском полку, позднее отличился в Первой мировой войне и был награжден за храбрость шашкой, завещанной Скобелевым. В дни государственного переворота герцог Н. Н. Лейхтенбергский выполнял обязанности флигель-адъютанта при низложенном императоре Николае II [17]. Он дежурил при царе и был свидетелем всего происходившего как в ставке верховного главнокомандующего, так и в Пскове в момент отречения царя от престола. После революции герцог Лейхтенбергский стал активным участником Белого движения и вскоре эмигрировал. В 1918 году он поселился на юге Франции и занялся виноделием. Именно он создал и прославил сорт «вино Богарне». Кроме того, будучи еще и талантливым музыкантом, Николай Николаевич участвовал в учреждении Донского хора имени Платова и некоторое время им руководил.

Фотографии декабрь 2019 года.
Доходный дом герцога Лейхтербергского на Большой Зеленина — один из самых красивых и необычных образцов петербургского модерна.-12

Как и многие другие представители этой семьи, герцог Лейхтенбергский был большим любителем искусства, покровительствовал художникам. К тому же, герцогу по наследству досталось собрание портретов французских мастеров (в том числе портрет Жозефины работы Ф. Жерара) и немало картин голландской школы, а также коллекция старинного оружия, принадлежавшая его деду Максимилиану Лейхтенбергскому. Все эта коллекция хранится сегодня в Эрмитаже. Это был человек требовательный и с хорошим вкусом. Вместе с тем это был состоятельный домовладелец, которому принадлежало несколько доходных домов в Петербурге. Семья самого герцога с 1903 по 1916 год проживала в собственном особняке, находившемся на месте нынешнего дома по адресу Каменноостровский пр., 64.

Использованные источники:

1. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с.
2. Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — СПб.: Коло, 2008.
3. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века: справочник / Сост. А. М. Гинзбург, Б. М. Кириков при участии С. Г. Федорова, Е. В. Филиппова; под. общ. ред. Б. М. Кирикова. — СПб.: Пилигрим, 1996.