Из центра Жуковского длинная улица имени лётчика-испытателя Амет-Хан-Султана ведёт сквозь целый пояс парков. Она выводит к площади Михаила Громова, названной в честь шеф-лётчика ЦАГИ, по инициативе которого в начале 1941 года из Центрального аэрогидродинамического института выделился Лётно-исследовательский институт. Первый занимается стендовыми испытаниями самолётов, а второй - собственно, учит самолёты летать.
С площади уже видны постройки так называемой "усадьбы фон Мекка". Так называемой - потому что многие жуковчане я её именно что так называют. На самом же деле этот квартал строился в 1913-14 годах как больница и санаторий для обитателей города-сада. Во время войны в нём формировались авиаполки и находились их штабы, а с 1944 года центральный корпус занимает театр "Стрела", в правом (относительно кадра выше) крыле располагается авиатехникум, а в левом - одно из управлений ЛИИ:
Строить свой город-сад фон Мекк пригласил не кого-нибудь, а Александра Таманяна - позже этот архитектор прославится тем, что построит советский Ереван, создав его ни на что не похожее и безмерно армянское лицо из розового туфа. При том что сам Таманян армянином был весьма условным - родился в Екатеринодаре, а с наследием предков познакомился накануне революции, получив заказ построить музей в Ани (ныне Турция). Такая вот у нас чудо-страна - армянин строит по заказу немца, а фактически оба русские.
Вокруг запущенный парк, где осталось ещё несколько зданий "усадьбы"-санатория:
Между них - пара жилых домов 1930 года, построенных то есть для служащих санатория в те времена, когда об авиастолице с её чудной архитектурой тут не шло и речи:
Над всем эти нависает блестящее новое здание (2012-17):
Оно замышлялось как штаб-квартира Объединённой авиастроительной компании, но под конец стройки ВНЕЗАПНО оказалось, что начальство не хочет ездить на работу в Жуковский, и ОАК приняла решения взять в аренду какой-нибудь бизнес-центр в Москве. Что же будет с этой весьма неплохой постройкой - не ясно, но отделочные работы всё-таки идут.
Но самое примечательное здание "усадьбы фон Мекков" стоит дальше, за двойным забором с колючей проволокой, и, полностью заброшенное, медленно разрушается:
Дело в том, что именно в этих стенах космонавтика отпочковывалась от авиации, и знаменитое "Поехали!" также пришло отсюда. С 1960 года здесь располагался Исследовательский центр авиационный подготовки. Обтекаемость названия выдаёт суть: в нем тренировался Первый отряд советских космонавтов - Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андреян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский, к тому времени успевшие выдержать жесточайший отбор в московском Институте авиационной медицины. Любой из них имел шанс стать первым человеком вне Земли, лучшими себя показали Титов и Гагарин, и на последнего выбор пал из-за его большей медийности - голливудская улыбка да простое и звучное имя...
Тренировал ребят лётчик-испытатель и герой войны Марк Галлай, и каждую тренировку он начинал восклицанием "Поехали!", привычным в ЛИИ ещё до его отделения от ЦАГИ. Садясь в "шарик", имитировавший кабину "Востока", к этому кличу привыкали и космонавты. И вот, уже на Байконуре сев в "шарик" для реального полёта, Гагарин по привычке сказал - "Поехали!".