В подмосковном Жуковском на одной из главных улиц у подъезда хрущёвки стоит памятник (2014) не вернувшимся с боевого задания - двигатель бомбардировщика Ил-4, сбитого в 1941 году под Калинином (Тверью). А подъезд ведёт в небольшой Музей истории покорения неба:
Главный в России музей авиации с сотнями подлинных летательных аппаратов находится в Монино. В авиастолице-Жуковском 4 авиамузея, но 2 из них ведомственные (в ЦАГИ и ЛИИ) и чрезвычайно труднодоступные, а 2 созданы энтузиастами, и потому невелики. Музей истории покорения неба создавался в 1972-79 годах, как мне было сказано здесь - двумя людьми, но их имён методом гугления я так и не обнаружил. Размером этот музей немногим больше городской квартиры, и состоит из двух залов - общекраеведческого и собственно авиационного.
И краеведческий зал с прялками да коромыслами тут как-то очень в тему: вот жили себе люди, пахали тяжёлую землю, косили сено на далёких лугах, спали вповалку на печках и полатях, хороводы водили на свадьбах, ели жмых в голодные годы, в церквях служили всенощную на Рождество... а потом научились летать. "Не силой своих мускулов, но силой своего разума", как говорил сам Николай Жуковский.
Авиационный зал чуть больше, но в общем тоже невелик. У самого входа - бумеранг, первый в мире беспилотный летательный аппарат и образец практической аэродинамики, изобретённый десятки тысяч лет назад (причём, вопреки расхожему мнению - не только в Австралии). Здесь же - крылья холопа Никиты (см. Александров), рисунки монгольфьеров (к счастью, без "родоначальника слонов" Крякутного), фотографии первых московских аэродромов и фрагменты старых самолётов.
По забавным табличкам видно, что основные посетители - дети:
В целом, хотя работают тут прекрасные люди, экспозиция Музея покорения неба меня не впечатлила - у отца Николая из прошлой части есть более интересные аппараты, а почти всё представленное тут можно увидеть в Музее авиации и космонавтики в Москве.
Однако зайти сюда стоит ради одной реликвии отечественной космонавтики:
Это подлинная приборная панель космического корабля "Восток". Но только не настоящего, а учебного: именно в Жуковском, в Лётно-исследовательском институте, проходил обучение Первый отряд космонавтов. И вот на этой штуке учился управлять космическим кораблём Юрий Гагарин:
Третий зал музея - импровизированный кинотеатр, касса и сувенирная лавка. Одна из "фишек" музея - настоящие авиатренажёры, с которыми, впрочем, я не рискнул даже связываться: