Жуковский, а тогда посёлок Стаханово, строился в 1933-35 годах между сёл Быково и Кратово, и разросшись, упёрся в них краями да от каждого отхватил по большому куску. Эти многоэтажечные кварталы - историческое Быково, и точкой концентрации района служит старая земская больница, основанная в 1910 году и закрывшаяся в 1999-м. Но ещё в 1994 на её территории появился приход Святого Пантелеймона, и для его первого храма прихожане лично приносили кирпичи.
Теперь здесь целый церковный комплекс с деревянной Иверской крестильной часовней (2000) и огромным белым храмом Преображения (2013). Ещё тут есть воскресная школа, детский сад, библиотека, десятки информационных стендов (в том числе - о Новороссии и Крыме) и даже больница тут возрождается как богадельня (большое розовое здание). Здешний батюшка Николай Струков, как и многие в авиастолице, вышел "из отрасли": при Советах руководил строительством авиационных спецобъектов, и как шутят трудники, у него и в церковном сане руки чешутся что-нибудь построить.
С одним из трудников мы заходили в кабинет батюшки (вон тот зелёный домик на кадре выше) за ключом, и если не вглядываться в детали вроде корешков книг или икон, можно было бы подумать, что это кабинет добротного советского начальника. Хозяин кабинета и разговоры вёл под стать - обсуждал по мобильнику с кем-то безусловно компетентным причины недавней катастрофы Ан-148 в Подмосковье. Но только не начальник при галстуке этот хозяин кабинета, а светлый поп с огромной белой бородой и добрым взглядом.
За оградой - ещё и школа №15 "с русским этнокультурным компонентом":
Но нам не сюда, а в приземистую деревянную воскресную школу - один из корпусов старой больницы:
Тот белый трехэтажный дом - ни что иное, как музейный комплекс, проще говоря - собранный при храме музей всего на свете. Вход в него свободный, открыт он каждый день, но без чёткого расписания - лучше всего приходить часам к 12 утра, когда в храме заканчивается служба.
Чего ждёшь от церковного музея? Икон, утвари и священных писаний? Но в авиастолице прямо в фойе встречают шасси и турбореактивный двигатель АИ-25 от тренировочных самолётов вроде чехословацкого L-39.
На витринах в коридоре - коллекции авиамоделей:
А за дверью в конце коридора в холодном сарае лежит главная реликвия этого музея - "БОР-4":
Его название, выглядящее как light-версия "Буран" - это аббревиатура: "беспилотный орбитальный ракетоплан". Этакий маленький "Буранчик" размером с легковой автомобиль (3,8м в длину, 1,4 тонны веса), и тем не менее по-врозлосму летавший на орбиту. "Бор" - связующее звено "Бурана" с предыдущим советским проектом "Спираль", которым руководил тот же самый конструктор со звучным именем Глеб Лозино-Лозинский.
"Спираль" подразумевала небольшой орбитальный ракетоплан, способный к "самолётной" посадке на Землю, но запускавшийся не ракетой-носителем, а мощным ускорителем с тяжёлого самолёта, поднимавшегося в верхние слои атмосферы. Работы над "Спиралью" начались в 1966 году, к ней уже готовился отряд космонавтов во главе с "Гагаринским дублёром" Германом Титовым, а для испытаний были созданы "самолёт-аналог" МиГ-105 (летавший сугубо в атмосфере) и серия БОРов, которые отправлялись в космос. Свёрнуты работы над "Спиралью" были в 1974 году в пользу более солидного "Бурана", и именно "Боры", на которых отрабатывалась аэродинамика, теплозащита и радиосвязь в плазме, перепрыгнули из проекта в проект.
Несколько полётов "БОРа-4" прошли в 1982-84 годах, аппарат запускался ракетой "Космос" с Капустина Яра, летал вокруг Земли на высотах 158-208 километров, и благополучно приводнялся сначала в Индийский океан, а потом и в Чёрное море. Всего "Боров-4" было несколько, и каждый летал по единственному разу (причём один утонул в Чёрном море, и несмотря на "гонку разведок", его до сих пор не нашли).
Отлетавший своё "БОР-4" хранился в Лётно-исследовательском институте имени Громова, и где-то на рубеже 20-21 веков его хотели утилизировать. Но кто-то вспомнил, что в Жуковском есть всенародно любимый батюшка, который собирает музей, и вот "БОР-4" стал, кажется, единственным в мире прицерковным космическим кораблём.
Правда, сюда он попал ошкуренным - на кадрах выше видно, что изначально "БОР-4" и внешне имел куда больше общего с "Бураном", но теперь теплозащитная "чешуя" на основе кварцевого песка, который СССР через посредников покупал под этот проект у Бразилии, осталась лишь в одном месте. Эта плитка похожа на пенопласт, неприятна на ощупь и очень легко крошится, но при горении в атмосфере она выдерживала тысячи градусов. Экскурсовод рассказывал, как на его глазах такую плитку доставали щипцами из раскалённой печи... и брали из щипцов голой рукой - в огне она почти не нагревалась.
Ещё пара самолётиков стоят во дворе - вид с пожарной лестницы над сараем "БОРа":
Ил-103 - "воздушное такси", отчаянная постсоветская попытка создать аналог "Цессны". Судьба проекта, увы, в наших краях предсказуемая - в 1994-96 годах было построено несколько десятков машин, причём как ни странно, главным их эксплуатантом оказалась Южная Корея. В музейном экземпляре можно залезть в его кабину (тесно - жуть!) и даже порулить закрылками:
Рядом - совсем уж странный аппарат "Молния-1": на самарском заводе "Авиакор" в 1992 году таких было построено всего 4 штуки, и предполагалось, что это будут патрульные самолёты для пограничников и полиции. По словам экскурсовода, аэродниамика его совершенно ужасна... но для далёкого от темы человека это выглядит круто, какой-то кентавр от самолётостроения.
Кабина "Молнии-1":
Под приборной доской:
Салон. Экскурсовод предполагает по аэродинамике и названию (ракетопланами занималась НПО "Молния"), что этот переработанный проект самолёта для тренировок космонавтов ракетопланов. Мне это кажется сомнительным, но рассказчик в теме понимал определённо побольше меня - если в ракетах и космических аппаратах я хоть чуть-чуть разобрался, то авиация для меня по-прежнему тёмный лес.
Экспозиция в помещении - здесь есть катапульта К-36 (см. пост про "Звезду" в Люберцах) и приборная панель какого-то (забыл конкретику) довольно редкого самолёта:
Приборы и элементы:
В том числе - реликвии космоса. Вот это, например, подлинный двигатель малой тяги с "Бурана" - таких у него было более 40, и они давали неповоротливому в воздухе ракетоплану уникальную маневренность на орбите. Узнав о "Шаттле", Советы предположили, что американцы в его лице создают орбитальный бомбардировщик... и создали настоящий орбитальный бомбардировщик "Буран".
Конкретно этот двигатель был в космосе - немало обломков "Бурана-1", погибшего в 2002 году под рухнувшей крышей цеха на Байконуре, разлетелось по музеям и частным коллекциям.
А вот "глобус" (аналаговая динамическая карта) с приборной панели космического корабля Алексея Леонова - это может быть и "Восход-2", с которого он выходил в открытый космос, и "Союз-19", который стыковался с "Аполлоном":
В той же комнате - эхо войны:
В соседней - десятки моделей самолётов, кораблей, поездов и танков. Авиамодельки лёгкие, как лист бумаги, и действительно летают, без видимо ущерба ударяясь о стену или пол.
При храме (вы ведь не забыли ещё, что это всё при храме?) действует несколько десятков детских кружков, и для нас самые интересные - авиамодельный и ракетомодельный. Маленькие самодельные ракетки порой взмывают в небо прямо из-за церковной ограды, искря огнём на фоне крестов.
Но занимаются тут и народными ремёслами - ткачеством на старинных станках и их современных репликах:
Росписью, керамикой, резьбой по дереву. Вот в одном зале вся народно-художественная Россия вплоть до Мезени:
По словам экскурсовода, тут занимается много взрослых - приходят родители с детьми, и детям всё быстро наскучивает, а мамы и папы - втягиваются.
Напоследок мы сходили за ключом к батюшке да поднялись на третий этаж - в Слоновник. Официально - Музей Слоников, выросший из коллекции, собранной врачом скорой помощи Григорием Гриненко и переданной отцу Николаю его сыном. Сколько тут слоников теперь - знает разве что Бог, я слышал цифры от 4 до 8 тысяч. Принцип формирования у Музея Слонов тот же, что у Музея Мыши в Мышкине - пожалуй первого подоброго опыта в России: подарки от разных людей, в том числе именитых.
Книжка немецкой серии "Что есть что" в витрине с кадра выше была (да и есть, просто не открывалась лет 20) в детстве и у меня. Из инфостенда можно узнать, что первых с доледниковых времён слонов на территории России держал Андрей Боголюбский при своём замке, а слоны Николая II окончили свою жизнь трагически - одного застрелили в 1917 году пьяные матросы, другая - слониха Бетти - была убита в Ленинградском зоопарке прямым попаданием немецкой авиабомбы.
Показать всех слоников не стоит даже пытаться. Когда-то тут был живой слон - куст в кадке, постриженный соответствующей фигурой:
А здесь... ну кое-кто поймёт:
Одна из витрин посвящена мамонтам, и в ней есть даже подлинный бивень из Приморья. Подарил его музею не кто-нибудь, а знаменитый лётчик-испытатель Магомед Толбоев, который мог бы стать одним из первых космонавтов "Бурана".
А вот, напоследок - самый маленький слоник в коллекции.
А на самом деле в соседстве космонавтики и православия нет никаких противоречий, как и в соседстве обеих этих сущностей с людьми или городами. Списывать проблемы космонавтики на предполётное освящение ракет - это глубоко религиозное мышление, с той разницей лишь, что религия какая-то другая.