Странные дела творились в олимпийском движении в предвоенные годы. Олимпийский Берлин 1936 года передал эстафетную палочку следующей олимпийской столицы Токио- на 1940 год. Потом ,видимо,планировался Рим? Как бы то ни было ,Токио начал готовиться к приему многочисленных иностранных гостей-чтобы после торжества арийского духа достойно продемонстрировать триумф воли сынов Ямато. Самый большой турпоток ожидался со стороны Соединенных Штатов. Nippon Yusen Kaisha (Японская почтовая пароходная компания) ,работающая в премиум-сегменте заказала под эти ожидания два роскошных огромных лайнера повышенной комфортности и увеличенной скорости хода - "Kashiwara Maru" и "Idzumo Maru" .
При этом 60% стоимости постройки кораблей оплачивало Министерство обороны. Ларчик открывался просто- эти лайнеры вошли в число 10 кораблей,построенных с учетом требований Императорского флота по переоборудованию кораблей в военных целях.Это была часть теневой судостроительной программы,обеспечивающей резкое увеличение флота в случае войны без оглядки на ограничения международных конвенций.Данные лайнеры подлежали по мобилизации перестройке во вспомогательные авианосцы.
В связи с началом мировой войны Олимпиаду уже никто не ждал,постройку лайнеров притормозили,а в июле-августе 1940 года они были реквизированы правительством и начали достраиваться по боевому варианту. Корпуса кораблей были практически полностью готовы, но работа над надстройками еще не начиналась, поэтому переделка в авианосцы не имела особых препятствий.
Оба судна имели усиленную конструкцию корпуса с хорошим разделением на отсеки в подводной части,противоторпедную защиту . В то же время превращение их в полноценные авианосцы требовало решения ряда серьезных проблем. Компоновка судна вызвала затруднения при «вписывании» в корпус двухъярусного ангара, но в конце концов проектировщикам удалось решить эту задачу. Габариты верхнего и нижнего ярусов ангара были одинаковы: 153 х 15 х 5 м(по др. данным у нижнего яруса высота 3,2 м). Другой проблемой стал состав энергетических установок. Чтобы не затягивать сроки постройки серии "Дзуньё", конструкторы решили оставить уже смонтированные на лайнерах паровые турбины, ограничившись лишь установкой шести более мощных котлов— это обещало прибавку в скорости в 2,5 уз. Полетная палуба размерами 210,3 х 27,3 м имела деревянный настил. Катапульт не было. Подъем самолетов обеспечивали два самолетоподъемника. Особенностью архитектуры авианосцев типа "Дзуньё" стало наличие (впервые в японском флоте) "острова", объединенного с дымовой трубой. Кроме того, последняя имела наклон 25° вправо для лучшего отвода газов от полетной палубы.
В итоге переоборудования ВМС Японии получили практически единственные в мире авианосцы ,перестроенные из гражданских судов, но при этом обладающие высокой скоростью хода и мощной авиагруппой. Корабли классифицировались как лёгкие авианосцы.
Кораблю Kashiwara Maru был заложен под строительным номером 900, после покупки министерством военно-морского флота ему в целях конспирации временно присвоен заводской № 1001 ( Dai 1001 bankan ) , в дальнейшем он получил название IJN Junyō ( Сапсан ).
Корабль Izumo Maru получил № 1002 и впоследствии назывался IJN Hiyō, «Hiyō» — 飛鷹, Сокол, выпущенный на волю. Лайнер Izumo Maru был заложен на верфи Kawasaki Heavy Industries, в городе Кобе, 30 ноября 1939 года.
Первоначально считались вспомогательными авианосцами ( Toketsetsu kokubokan ), но после потери четырех японских авианосцев в битве у атолла Мидуэй, были переклассифицирован в качестве обычных авианосцев ( Kokubokan ).
«Дзуньё» IJN Jun'yō 隼鷹. заложен на верфи Mitsubishi в Нагасаки в качестве пассажирского лайнера Kashiwara Maru ( 橿原丸), Заложен 20 марта 1939. куплен IJN 10 февраля 1941 года. Спущен на воду 10 февраля 1941 .Выход на испытания 3 мая 1942. Введен в строй 30 ноября 1942. Выведен из боевого состава 1946. Сдан на слом 1947.
Хиё (Хийё) IJN Hiyō 飛鷹 Kawasaki Heavy Industries . заложен 30 ноября 1939 года как пассажирский лайнер Izumo Maru ( 出雲丸) . выкуплен 10 февраля 1941 года Министерством военно-морского флота .перестроен в 1942 году в авианосец. спуск на воду состоялся 24 июня 1941 года, Введён в эксплуатацию 31 июля 1942 года .Потоплен 21 июня 1944 года.
Водоизмещение 24 150 метрических тонн (23 770 длинных тонн) при стандартной нагрузке (по др. данным до 26 949 тонн ). -Длина 219,32 м. Ширина 26,7 м. Осадка 8,15 м. Двигатели-2 Паровые турбины Мицубиси-Curtis , 6 котлов Kampon ,56 520 л. с. . Количество валов -2.Скорость хода 25,5 узлов,на испытаниях-26. .Дальность плавания 12 251 миль при 18 узлах .Экипаж 1187-1224 человека. Броня:Пояс : 25–50 мм . Зенитное вооружение 6 × 2 — 127-мм зенитных орудий Type 58;8 × 3 — 25-мм зенитных автоматов. Авиагруппа 42-53 самолета .Радиолокационное оборудование :1 × Тип 2, Марк 2, Модель 1,радар раннего предупреждения
- После битвы за Мидуэй в июне 1942 самолеты Mitsubishi А5Мзаменили на более совершенные Mitsubishi A6M Zero и увеличили количество истребителей до 21 ед., а число других самолетов снизили до 12 ед. D3A и 9 ед. B5N. К концу года, еще 6шт A6M Zero заменили равное количество D3A.
- После битвы в Филиппинском море в июне 1944 года, зенитное вооружение корабля было усилено еще 3 строенными, 2 сдвоенными и 18 единичными установками 25-мм зенитных автоматов Type 96.
В 1942 году был установлен радар ПВО тип 2 Mk. 2 Mod. 1 (21-Go).
- В 1943 году добавлено четыре трёхствольных установки 25-мм орудий тип 96 и две двухствольных установки 25-мм орудий тип 96, а также добавлен ещё один радар 21-Go.
Японские инженеры использовали при проектировании опыт британцев-совместили надстройку с дымовой трубой. Большая надстройка-остров установлена на правой стороне, интегрированная дымовая труба имела наклон наружу в 26°, что уменьшало задымление полётной палубы . Ангары имели размеры 153 × 15 × 5 метров и располагались поэтажно. Оба ангара имели четыре огнеупорные шторы, разделяющих ангар на пять отсеков, по обоим сторонам ангара размещались распылители противопожарной пены. Работала система принудительной вентиляции и средства химического пожаротушения. Каждый ангар оборудовался квадратным лифтом с закруглёнными углами, размерами 14 × 14 метров. Грузоподъёмность лифта составляла 5 тонн, время подъёма самолёта на полётную палубу не превышало 15 сек. Полетная палуба 210.3 метров в длину и ширину максимум 27,3 м. Полётная палуба в оконечностях крепилась к корпусу стойками-пиллерсами и имела максимальную ширину 27,3 метра. Авианосец был оборудован четырьмя аэрофинишерами с девятью кабелями. Самолётных катапульт не имелось. Все посты заправки самолётов и подвески оружия находились на полётной палубе.
Бронёй защищались машинное и котельное отделения, погреба боезапаса и топливные ёмкости. Кроме брони, топливные цистерны защищались ещё и бетонными блистерами. Полётная палуба не имела бронирования совсем.Машинные отделения защищались с двумя слоями 25-мм стальной брони марки Ducol. Дополнительно машинные и котельные отделения оснащались поперечными и продольными переборками, которые образовывали герметичные отсеки. Одним слоем 25-мм брони защищались топливные танки и погреба боезапаса. Также имелась противоторпедная защита, которая предусматривалась ещё в конструкции лайнера.Для подводной защиты корабль имел двойное дно.
Энергетическая установка состояла из двух главных ТЗА Mitsubishi-Curtis,суммарной мощностью 56 000 л.с. На приёмных испытаниях при мощности в 56 630 л.с. достигнута скорость 25,63 узла. Пар создавался шестью водотрубными котлами Kawasaki-La Mont. При экономическом ходе в 18 узлов, корабль мог пройти около 13 тыс. миль.
Главный калибр был представлен двенадцатью 127-мм зенитными орудиями тип 89. Орудия размещались в спаренных установках, побортно, по три установки на борт. Дальность стрельбы орудий составляла 8100 м, скорострельность до 12 выстрелов в минуту. Во время ремонтов и модернизаций количество этих орудий не изменялось.
Дополнительное зенитное вооружение авианосца представлено 24 орудиями 25-мм/60 тип 96 в строенных орудийных установках. Дальность стрельбы орудий достигала 5,2 км, скорострельность - 110-260 выстрелов в минуту. Орудийные установки размещались побортно, по четыре установки на борт. После модернизации в мае 1944 года количество орудий было увеличено до 49 стволов. Во время модернизации устанавливались и одноствольные орудийные установки. В октябре 1944 года у Jun'yō был 91 ствол Type 96: 57 в девятнадцати тройных установках, 4 в двух сдвоенных и 30 одинарных.
Система управления артиллерийским огнём из орудий главного калибра включала в себя два поста наводки тип 89 мод. 1 с 4,5-м дальномерами тип 94 и прибор управления стрельбой тип 94. Для 25-мм автоматов имелись шесть колонок прицельного визира тип 95. Это количество визиров увеличивалось в процессе ремонтов и модернизаций и к концу службы составляло 12 колонок.Для обнаружения воздушных целей использовалась радиолокационная станция тип 21 мод. 2.
Изначально предполагалось, что авиагруппа корабля будет состоять из 12 истребителей Mitsubishi A5M ( "Клод" ), плюс 4 в хранилище, 18 пикирующих бомбардировщиков Aichi D3A "Val", плюс 2 в резерве и 18 торпедоносцев Nakajima B5N "Kate" . В результате уроков, извлеченных из битвы за Мидуэй в июне количество истребителей было увеличено до 21, а остальных- 12 D3As и 9 B5N. Хотя было возможно разместить все эти самолеты в ангарах, 8 или 9 обычно хранились на палубе.
"Дзуньё" вскоре после вступления в строй принял участие в сражении за атолл Мидуей. Его самолеты бомбили Датч-Харбор на Алеутских островах и обеспечивали высадку десантов на острова Атту и Кыска. Позже участвовал в боевых действиях у Соломоновых островов, в сражении у островов Санта-Крус и в боях за Гуадалканал. Его авиагруппа была отправлена в Рабаул 2 апреля 1943 для участия в операции «И-Го» , воздушном наступлении наземных войск против баз союзников на Соломоновых Островах и в Новой Гвинее. После возвращения авиагруппа отчиталась о потоплении эсминца USS Aaron Ward (DD-483) . 5.11.1943 г. в районе острова Сингапур авианосец получил торпеду от американской подлодки ПЛ "Halibut",потерял 4-х человек убитыми,но повреждения были незначительны, после чего три месяца проходил ремонт и модернизацию. В ходе сражения у Марианских островов 20.06.1944 г. получил повреждения от попадания двух авиабомб и шести близких разрывов. Погибли 52 члена экипажа. Ремонт в Японии и установка дополнительного зенитного вооружения продолжались до конца августа. Осенью 1944 корабль (без авиагруппы) перевозил грузы в Манилу.
27 октября получил приказ перевезти груз на Борнео.В пути 3 ноября корабль был атакован подводной лодкой USS Pintado (SS-387) около Маканга, сопровождавший его эсминец IJN Akikaze, перехватил торпеды, закрыв своим корпусом авианосец, получил серьезные повреждения и затонул с экипажем.Возвращаясь обратно, IJN Junyo безуспешно был атакован подводными лодками USS Barb (SS-220) и USS Jallao (SS-368).
При возвращении в Сасебо из следующего рейса в Манилу ранним утром 9 декабря 1944 года IJN Junyo ,имеющий на борту 200 оставшихся в живых моряков с линкора « Мусаси» ,был атакован подводными лодками USS Sea Devil (SS-400), USS Plaice (SS-390) и USS Redfish (SS-395) , получил три торпеды, в результате чего была затоплена часть отсеков и погибло 19 человек.Несмотря на затопленное машинное отделение правого борта и набранные 5000 тонн морской воды, IJN Junyo получил крен на правый борт, но был в состоянии двигаться на одном двигателе на скорости 12 узлов. Корабль прибыл в Сасебо на следующий день и встал на ремонт 18 декабря.
Ремонтные работы были приостановлены в марте 1945 из-за отсутствия материалов и 1 апреля корабль перевели в Эбису-Бей, Сасебо.
20 июня авианосец переклассифицировали в сторожевой корабль, а уже 5 августа с IJN Junyo приказали демонтировать вооружение.
8 октября, команда американских технических экспертов провела обследование корабля, и сделала вывод что конструкция не подлежит ремонту. IJN Junyo вычеркнут из списка военно-морского флота 30 ноября и сдан на слом между 1 июня 1946 и 1 августа 1947 года в Сасебо.
IJN Hiyō введён в эксплуатацию 31 июля 1942 года. Незадолго до конца постройки авианосца, его планировали включить в состав одной из дивизий авианосцев 1-й линии. После гибели четырёх авианосцев в сражении у острова Мидуэй, было решено использовать авианосец IJN Hiyō для подготовки лётчиков палубной авиации. Значительную часть экипажа распределили между кораблями действующего флота.Сам корабль в сентябре возил грузы и самолеты на Иводзиму. В начале октября 1942 года IJN Hiyō назначили флагманом 2 дивизии авианосцев . Авианосец получил штатную авиагруппу и 3 октября 1942 вместе с систершипом IJN Junyō направился в Трук. 15 октября 1942 года торпедоносцы с авианосцев потопили эсминец USS Meredith из конвоя на Гуадалканал. На следующий день его бомбардировщики сильно повредили эсминец USS McFarland и уничтожили баржу-танкер.
Авианосцы должны были сыграть важную роль во время атаки японских войск на Гуадалканал, они были назначены в передовую группу этой операции. Однако на IJN Hiyō вышли из строя механизмы и он вынужден был вернуться в Трук на ремонт. Часть его самолётов и штаб были переведены на IJN Junyō. После окончания ремонта, в декабре 1942 года авианосец отправился в Японию, где он снова был укомплектован авиагруппой.
7 июня 1943 года IJN Hiyō вместе с IJN Junyō отправлен в Трук. В пути авианосец подвергся торпедной атаке с подводной лодки USS Trigger. Одна из торпед попала в район машинного отделения. Повторную атаку предотвратил эсминец IJN Amatsukaze. IJN Hiyō смог вернуться в Йокосуку своим ходом к 12 июня 1943 года. Ремонт проходил в сухом доке с 29 июня по 15 сентября 1943 года. В дальнейшем, вплоть до 27 апреля 1944 года корабль использовался как авиатранспорт, а его авиагруппа базировалась на Кавьенге и Рабауле, оказывая поддержку в наземных операциях.
19 июня 1944 года IJN Hiyō принимал участие в сражении в Филиппинском море. С авианосца были подняты две волны самолётов - в первой волне 5 торпедоносцев и 15 истребителей и во второй волне 18 бомбардировщиков и 10 истребителей. Ни один самолёт не смог достичь какого-нибудь успеха, при этом авиагруппа потеряла 42 машины. С наступлением вечера американская палубная авиация с авианосцев USS Lexington, USS Hornet и USS Yorktown совершила налёт на IJN Hiyō. Японский авианосец получил прямое попадание авиабомбы в палубу, ещё одна бомба взорвалась на мостике. Корабль также получил попадание торпеды ,которая вывела из строя машинное отделение правого борта, начались пожары, но корабль сохранил ход и плавучесть. Через два часа после начала пожара, начались взрывы паров авиационного топлива. Через некоторое время произошла детонация погребов боезапаса, что и послужило причиной гибели корабля. Около тысячи человек были эвакуированы эсминцами сопровождения, 247 солдат и офицеров погибли вместе с кораблём. Уцелевшие самолёты приземлились на аэродроме острова Гуам. Корабль был исключён из списков флота 10 ноября 1944 года.
Надо отдать должное японским стратегам, все восточные хитрости и приемы они использовали по полной программе. Покрытое завесой тайны строительство суперлинкоров "Ямато",до последнего остававшийся тайной перегруз тяжелых крейсеров,фокус с превращением "Могами" в тяжелые крейсера,да и теневая программа строительства судов "двойного назначения". С другой стороны полумеры приносят полурезультаты.По скорости и бронированию "птицы" явно не соответствовали требованиям момента и использовать их японцам пришлось в состоянии крайней необходимости.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам