В комментариях порой пишут странное:
С хорошим учителем два удара руками два удара ногами можно освоить за два года. По той простой причине, что скорость, а, значит, и сила удара со временем начинает угасать.
По прочтению мне почему-то вспомнилась давняя история, рассказанная давным давно в эхе fido7.ru.martial-arts одним камрадом, широко известным в улиньских кругах постсоветского пространства. В одну из его первых поездок на рiдну кiтайщiну, ещё в самом начале девяностых, у него произошла забавная беседа с одним известным и по сей день китайским Лаоши:
- Учитель, вы в молодости со своим Шифу занимались в темноте, чтобы никто не украл Ваше Искусство?
- Ты совсем глупый? Электричества не было! А пока светло - работать надо!
Мощный технологический скачек, очень развитое производство и перепроизводство товаров сделали для нас дешевой обыденностью то, что ещё для наших бабушек и дедушек было дорогим и порой недоступным роскошеством. Как, например, бытовое освещение в темную пору. Таких мелочей, которые в прошлое время и определяли Бытие людей, было множество. Большинство нам не знакомы и не понятны. Ибо мы живем в совсем в другое время. Вот мы у себя в клубе исторической реконструкции регулярно организуем для себя полевые выходы - пешие переходы, что бы на своей шкуре прочувствовать - как оно могло быть в ту пору? Когда у тебя всё снаряжение - только из соответствующего конкретной эпохе. Бодрит порой необычайно! Вот пятого января снова пойдем в обмундировании и со снаряжением времен Первой мировой, зимой такие мероприятия получаются более информативными... в плане выживания. :)
А вот мои друзья по охоткоманде с собой и дизель-генератор берут, и газовые горелки, и кучу всякого современного снаряжения, ибо уже привыкли к цивилизации, продвинутым технологиям и... комфорту.
Но еще сотню лет назад жизнь в Мире Цзянху была совсем не простой и отнюдь не комфортной. Да и жили тогда сильно меньше. Кто не в курсе, на уровень продолжительности жизни в 43,7 года в Поднебесной смогли выйти лишь в 1960 году! И это уже при более менее развитой медицине и привитой санитарии, развитой агрохимии и западном технологическом прогрессе. В при тех же Империях Мин и Цин, когда был самый расцвет боевых искусств, жили категорически меньше.Растягивать срок обучения смысла не было - а как помрет ученик от старости да болезней, пока по паре лет по удару учить? Ну если только сей "учитель" не решил улучшить своё благосостояние на лохе-ученике, обучая его десятилетиями по принципу "в час по чайной ложке". Таких сейчас хватает, увы.
Это даже если позабыть про извечную китайскую проблему: заезд нежеланных гостей под конец уборки урожая. Что удивительно, это общую для многих регионов проблему прекрасно показали японцы в "Семи самураях". Вот только воинского сословия в Поднебесной не было. Кроме армии, воинскими искусствами занимались следующие категории жителей Поднебесной (подробнее см. тут):
- охранники торговых домов и караванов;
- телохранители;
- разнообразные охранные общества (деревенское ополчение, помещичьи отряды и т.п.);
То есть в основном занимались те, кому это действительно было необходимо, приходилось защищать свое (или чье-то) имущество и жизнь от разнообразнейших бандитов. Ну и, конечно, сами бандиты. Ибо в ситуации категорической нехватки времени, когда надо было выживать в довольно непростых условиях, необходимость заниматься ушу определяли следующие факторы:
1. Мотивация.
2. Знания.
3. Свободное время для тренировок и т.п.
4. Наличие материальных средств на существования себя и семьи
5. Регулярная практика для отсева ненужного.
Кстати, те же помещичьи отряды обычно использовались не только для защиты собственности хозяина, но и для разорения крестьян для последующего закабаления как субарендаторов земли.
В итоге за многие поколения были разработаны вполне результативные методики обучения. В первую очередь - владению оружием, самыми распространенными были копьё и меч-дао. Про копьё поговорим отдельно, а вот с однолезвийным мечем вышло интересно: в отличие от европейской традиции сохранилась непрерывная линия передачи - благодаря тому, что китайцы активно использовали их в во Второй мировой войне. И ещё сравнительно недавно вполне можно было застать в живых ветеранов знаменитых отрядов дадаодуй (大刀队 ), и поучиться у них владению этим оружием.
Что мы в своё время и успели сделать. Как несложно догадаться, что в годы деревенских отрядов самообороны, что во времена жесточайшей войны с японскими захватчиками, изучать удар по два года было равносильно самоубийству. Лучше просто сразу камень на шею и с горки в речку - так хоть мучиться меньше! Поэтому хорошие учителя старались за максимально короткий срок натаскать своих подопечных наилучшим образом.
Отцом этой тактики был , естественно :), шаньдунец Чжао Дэнюй (赵登禹 1898-1937), обусловлена она была не столько «патронным голодом», сколько сложным горным рельефом, позволяющим быстро перевести огневой контакт в рукопашную в рамках известной всем концепции «пуля дура - штык молодец!». Тактика была проста: согласованный залп даёт шанс прорваться на дистанцию броска гранаты, а затем - рукопашная.
Система изначально подразумевала, что надо обучать людей с нуля, однако физически крепких и привычных к тяжелой изнурительной работе в поле или на производстве.
В 1933 году в битве при Сифэнкоу они приняли боевое крещение и опробовали эту тактику: винтовочный залп на дистанции 100 метров, затем рывок вперед на бросок гранаты, после чего началась добротная рубка мечами. Газета "Асахи Симбун" написала тогда, что за эпоху Мэйдзи императорская армия не испытывала подобного унижения.
Здесь крайне интересно сравнить с отечественной тактикой штурма укреплений противника, выработанной во время Зимней войны с финнами. Вот такое описание давал в те годы генерал-лейтенант Герасимов:
С дистанции 40-50 метров атакующая пехота прекращает огонь, чтобы одним решительным броском достичь траншей противника. С дистанции 20-25 метров она применяет ручные гранаты, метаемые на бегу. Дальше следует выстрел в упор и поражение врага холодным оружием.
Тут либо одинаково мыслили военные наших стран, либо наши военные советники переняли этот опыт, перенеся уже на отечественную специфику. В дальнейшем такая тактика обеспечивалась комплексным обучением красноармейцев.
И мы стараемся сохранять и продолжать эту традицию, несмотря на годы, прошедшие с той войны. Вот и в середине января, благодаря давнему товарищу и собрату по У-линь Андрею Гороховику, в замечательно украшенном рождественском Минске прошел семинар "Рубка китайской саблей дао".
Что показательно, у этой системы две интересные особенности. Первая заключается в том, что она во многом была заточена именно против японской техники кен-дзюцу. Причем против превосходящего противника. Нельзя сказать, что это срабатывало всегда и безошибочно - чудес не бывает, однако отряды эти действовали достаточно эффективно, причем и в условиях тяжелейшей партизанской войны в горах против гораздо лучше и современнее оснащенных японцев, которые до этого показали свою превосходную выучку в боях против европейцев и американцев.
Вторая особенность заключается в том, что занимающиеся не просто нарабатывают какие-то отобранные приёмы, но изучают и стараются понять принципы, числом семь, которые можно применять и как защитные, так и атакующие действия, как против одного, так и против нескольких противников. Ибо чаще всего так и случается в реальной рукопашной свалке.
Хотя многим это было совсем в новинку, ребята быстро освоились, даже в ситуации, когда оказываешься один против восьми противников, где сразу понимаешь поговорку: движение - это жизнь! Причём на своей же шкуре.
К сожалению, высокая интенсивность семинара не позволила сделать толковый видео отчет по семинару, зато его мы сделали когда-то на семинаре в Москве. Кому интересно, тот может получить представление о семинарах такого плана по этому видео, состоящего из зарисовок непосредственно с тренировки, как нарабатывали и что делали.
Ну а в ближайших статьях мы более подробно расскажем историю традиционного однолезвийного меча-дао, хотя уже и были статьи о нем у нас на канале.
Дм. Моисеев СПб -Минск