О да, аффтар опять будет защищать своих любимых мусульман, давайте расскажем ему про аллах-бабахов! Ну а если серьезно, то мало кто знает, какая жесть сейчас творится в Индии. О чем речь?
5 августа парламент Индии (а точнее, правящая партия Бхаратия Джаната Парти, БиДжиПи) принял интереснейшее решение - а давайте, говорит, этих чертовых сеператистов лишим самоуправления и отрежем от них большую часть территории, чтобы и из языка понятие "Кашмир" ушло! Это было одно из обещаний Нарендры Моди, и он его решился выполнить после своего переизбрания. Вообще, у него все обещания пляшут вокруг либо роста экономики (что достигается мухлежом со статистикой, привет Росстату), либо нациестроительства (что достигается лепкой пугала, привет российскому телевидению; только в нынешнем варианте в Индии пугалом оказались 15% населения страны).
Почему я до сих пор не писал об этом? Ну, хотя бы потому, что нифига не было известно. И сейчас тоже очень мало инфы. Мои немногие знакомые кашмирцы пыщут яростью, но подробностей не излагают - потому что они тоже за пределами Кашмира. А секрет прост - отключить во всем штате интернет и телефон, отменить большую часть рейсов. Профит!
Немного к истории вопроса. При разделе Индии в 1947 году Кашмир заманили в Индию большими плюшками: отдельной конституцией, особым статусом, широкими полномочиями парламента, обещаниями построить туристический рай. Никому, кроме кашмирцев, покупать недвижимость в Кашмире нельзя. Скрепя сердце, тогдашний общепризнанный лидер кашмирцев Мухаммед Абдулла Шейх согласился на вхождение в Индию. Да и как было не согласиться, когда индийские войска уже были в Сринагаре и потрясали у него перед носом бумагой от князя всея Кашмира Хари Сингха (да, князь был не мусульманин, его дядя купил это княжество у британцев).
Но очень скоро кашмирцы поняли, куда встряли. Часть территории успели занять пакистанские моджахеды, и она вошла в состав Кашмира либо осталась формально независимым Азад (Свободным) Кашмиром. Тут же началась индо-пакистанская война, и Кашмир так и остался навечно на военном положении и без всех обещанных плюшек. За последние два десятка лет в штате выросли поколения людей, желающих отделения от Индии. "На Пакистан, на Хиндустан!" - думаю, лозунг можно оставить без перевода. Вместо того, чтобы решать проблемы, правительство закручивало гайки: блокпосты на улицах, исчезновения политических активистов, изнасилования солдатами местных девушек. Ответная реакция, щедро удобренная пакистанскими поставками оружия, не заставила себя долго ждать - тут тебе и террористические акты, и погромы индуистского населения, и стремительная радикализация. И вот Нарендра Моди решил разрубить гордиев узел и лишить штата всех функций. А что, нет штата - нет проблем. От штата отрезали огромную территорию под названием Ладакх, и обе они стали союзными территориями (это такие административные образования, которые ничего за себя не решают). Информации настолько мало, что даже карты раздела радикально разнятся.
Тут надо остановиться и высказать аргументы "за" раздел. Во-первых, Ладакх - это территория, населенная тибетцами-буддистами, которые вообще ничего общего с кашмирцами не имеют. Поэтому вопрос о выделении Ладакха довольно логичен, просто чуваки, следуя буддийским методикам, не запаривались (правда, в итоговом варианте в пользу Ладакха отрезана огромная территория, довольно безжизненная, конечно, но все же, а тибетцев на ней процентов сорок). Еще один аргумент - Кашмиру вроде бы внезапно оставили законодательное собрание и обещали быстро вновь дать статус штата. То есть как бы намекают, что вся процедура лишь техническая. И даже очень хочется верить, что этот путь действительно может привести к облегчению ситуации. Но, но, но, все красные линии уже пересечены, а репутация у Моди уже подпорчена...
5 августа Моди заявил: "За четыре недели мы решим проблему, которую Индийский Национальный Конгресс не мог решить сорок лет". Но, как видим, за четыре недели ничего не решилось. К тому же, индийская армия вновь играет мускулами и провоцирует стычки с пакистанцам, уже не первый раз за правление Моди. Нарушил Конституцию собствнной страны, ввел войска и отключил интернет - слабо похоже на простые административные перестановки, правда? Больше на жесткую колонизацию. Хотим мы того или нет, но в Кашмире сейчас происходит тяжелейшая борьба против наступления антиутопии. И миру на Кашмир, в общем-то, плевать. У нас Грета в Нью-Йорке слюной брызжет, не мешайте.