Найти тему
История моды с Марьяной С.

История муфты

Я помню, как моей подруге (было нам тогда лет по семь) подарили муфту. А она даже и не думала прятать туда руки, а шла, легкомысленно раскачивая подарком на красном шёлковом шнурке. Признаюсь, я завидовала. «Мне бы такую! И я бы тут же её надела – ну и пусть сейчас тепло. Ведь это же муфта!» Символ другого, казавшегося прекрасным, времени...

"Зима", Франсиск Масриера, 1882. Из коллекции Национального музея искусства Каталонии
"Зима", Франсиск Масриера, 1882. Из коллекции Национального музея искусства Каталонии

Судя по всему, муфты появились в середине XVI века в Италии. Да, это страна не с самым суровым климатом, зато знающая толк в роскоши! Да и замёрзнуть вполне можно и там. Чезаре Вечеллио, двоюродной брат знаменитого живописца Тициана, так описывал «пожилых и скромных венецианских дам» в самом конце XVI века: «Зимой они носят муфты из хорошего меха – муфты подбиты шёлком или бархатом или другой материей, а летом – перчатки».

Муфты во Флоренции называли «manichino», что буквально означает «отворот, обшлаг на рукаве». Кокетки-итальянки носили муфты, отделанные лебяжьим пухом, с пуговками из золота или хрусталя, а иногда вешали их на шею с помощью шёлковых лент.

"Венециана", Череза Вечеллио, ок. 1585. из коллекции Музея Лондона
"Венециана", Череза Вечеллио, ок. 1585. из коллекции Музея Лондона

Муфты быстро вошли в моду, и уже в конце 1570-х упоминаются среди предметов обширного гардероба английской королевы Елизаветы I. Например, муфта «из серебряной парчи, очень красиво вышитая венецианским золотом, серебром, шёлком и мелким жемчугом, с узорами в виде зверей, птиц и деревьев; с пятью жемчужными пуговицами, подбитая красным плюшем».

К тому же муфта не просто грела руки. Внутрь специального отделения можно было положить дамские мелочи, то есть муфта заменяла сумочку.

Муфту можно было надушить, что, с одной стороны, хотя бы немного перебивало неприятные запахи улицы, а с другой – оставляло за дамой длинный ароматный шлейф. И традиция ароматизировать муфту держалась столетиями.

А в XVIII веке муфты бывали самыми разными. Так, посол Италии в Англии, отправившись в Париж в 1768, писал оттуда: «Муфты нынче в моде, их носят и потому что это элегантно, и потому что это удобно. Форма их постоянно меняется. Нынче носят маленькие, украшенные пухом и отделанные чёрным или серым атласом». А иногда муфты достигали гигантских размеров, и на модных гравюрах и карикатурах изображали модников обоего пола, муфты которых из меха с очень длинным ворсом (например, ангорских коз) доходили едва ли не до пола, напоминая охапки сена.

Большие муфты были в моде и в начале XIX века. С относительно простыми платьями с завышенными талиями отлично сочетались пышные огромные муфты. А вот затем в моду снова входят маленькие муфточки.

Впрочем, мода будет постоянно прыгать туда-сюда. Английская леди, которая вышла замуж в декабре 1823, писала в своих воспоминаниях: «После церемонии няня закутала меня в меховую накидку, которая доходила до пят, а руки мои спрятала в муфту, отделанную лебяжьим пухом, такую огромную, что через неё вполне бы мог проскочить Арлекин!»

Модная гравюра из цикла "Ackermann's Repository of Arts", декабрь 1819. (сс) Wikimedia Commons
Модная гравюра из цикла "Ackermann's Repository of Arts", декабрь 1819. (сс) Wikimedia Commons

На протяжении всего XIX века дамы носили эти изящные, тёплые, пушистые аксессуары. Не роскошь, а средство передвижения – пусть от крыльца к экипажу и от него до другого крыльца.

"Неизвестная", Иван Крамской, 1883. Из коллекции Государственной Тертьяковской галереи
"Неизвестная", Иван Крамской, 1883. Из коллекции Государственной Тертьяковской галереи

В «Энциклопедии для женщин», которая выходила в 1910-1912 муфте был посвящён целый раздел, начинавшийся словам «меховая муфта – одна из радостей жизни». Миссис Фицрой Стюарт, строгий автор статьи, знаток мод и правил хорошего тона, подробно расписывала, кому какой муфтой лучше воспользоваться. Ибо муфта должна быть выбрана «в соответствии не только с вашими средствами, но и с вашим образом жизни, и с вашим внешним видом».

Меховой гарнитур, 1890-е. Из коллекции музея Меьтропролитан (Нбю-Йорк)
Меховой гарнитур, 1890-е. Из коллекции музея Меьтропролитан (Нбю-Йорк)

Дамам плотным, полным рекомендовалось избегать муфт больших, и из меха с длинным ворсом, белых и цветных. Им предлагали небольшие, квадратные, из гладкого меха вроде норки. Дамам хрупким, маленького роста, тоже не следовало носить большие пышные муфты – ведь нужно точно соблюдать пропорции во всём! А вот дамам «хорошеньким» (читай – гармонично сложённым) можно всё, что угодно. Но, конечно, в разумных пределах.

Кроме того, муфта – не воротник, выбирать мех для неё можно даже тот, который вам, казалось бы, и не к лицу (в буквальном смысле этого выражения), и всё-таки были определённые правила. Горностай и шиншилла – для тех, у кого идеальная кожа, белоснежный мех пристал только юным девушкам, или тем, у кого контрастная внешность. А вот тёмные меха способны украсить собой почти любую… Хорошие советы, которыми вполне можно воспользоваться и сегодня!

Павлинья муфта, 1913-1914, Париж. Из коллекции FIDM (Fashion Institute of Design & Merchandising), Лос-Анджелес
Павлинья муфта, 1913-1914, Париж. Из коллекции FIDM (Fashion Institute of Design & Merchandising), Лос-Анджелес

А как их носить? Всё не так просто, оказывается. «Из встреченных мною десяти я насчитала пятерых, которые несли муфты перед собой, словно тащили тяжёлые пакеты, одна прихватила муфту и юбку одной и той же рукой, две прятали в муфты свои замёрзшие носы, одна размахивала ею, точно игрушкой, и лишь десятая несла драгоценный меховой свёрток, словно истинная парижанка».

И пусть в XX веке женщинам постепенно стало не до муфт, но и совсем забыть о них тоже не получается.

Кстати. А у вас есть муфта? Или, может быть, вы собираетесь ею обзавестись? :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!