(материал со страницы Илья Кобленц)
Официальный документ, на основании которого В.И. Альбанов должен был выступить во главе части команды шхуны «Св. Анна».
«10 апреля 1914 года».
Штурману Вал. Ив. Альбанову.
Предлагаю Вам и всем нижепоименованным, согласно Вашего и их желания покинуть судно, с целью достижения обитаемой земли, сделать это 10-го сего апреля, следуя пешком по льду, везя за собой нарты с каяками и провизией, взяв таковой с расчетом на два месяца. Покинув судно, следовать на юг до тех пор, пока не увидите земли. Увидев же землю, действовать сообразно с обстоятельствами, но предпочтительно стараться достигнуть Британского канала, между островами Земли Франца-Иосифа, следовать им, как наиболее известным, к мысу «Флора», где я предполагаю, можно найти провизию и постройки. Далее, если время и обстоятельства позволят, направиться к Шпицбергену, не удаляясь из виду берегов Земли Франца-Иосифа.
Достигнув Шпицбергена, представится Вам чрезвычайно трудная задача найти там людей, о месте пребывания, которых мы не знаем, но надеюсь на южной части его — это Вам удастся, если не живущих на берегу, то застать где-нибудь промысловое судно. С Вами пойдут, согласно их желанию, следующие тринадцать человек из команды — старший рулевой Петр Максимов, матросы Александр Конрад, Евгений Шпаковский, Ольгерд Нильсен, Иван Луняев, Иван Пономарев, Прохор Баев, Александр Шахнин, Павел Смиренников, Гавриил Анисимов, Александр Архиреев, машинист Владимир Губанов, кочегар Максим Шабатура.
Капитан судна «Св. Анна» Лейтенант Брусилов.
Место судовой печати.
10 апреля 1914 г. в Северном Ледовитом океане.
φ=82°55′5 N-ая; λ=60°45′ О-ая;
Средства передвижения, обмундирование, инструменты, оружие:
1. Каяк – 7 шт. Изготовлены на судне, каждый на два человека.
2. Нарты – 7 шт. Изготовлены на судне.
3. Палатка круглая, весом около 25 килограмм – 1 шт.
4. Компас – 2 шт. Во время похода оба вышли из строя.
5. Хронометр – 1 шт.
6. Секстан – 1 шт.
7. Бинокль малого размера с маленькой компасной стрелкой – 1 шт.
8. Одометр – 1шт. Изготовлен на судне из механического лага.
9. Малица – 13 шт.
10. Совик – 1шт.
11. Лыжи – 14 пар.
12. Винтовка Ремингтон – 2 ед.
13. Винтовка норвежская -1 ед.
14. Двухствольное дробовое ружье центрального боя – 1 ед.
15. Магазинка шестизарядная – 2 ед.
16. Патроны разные – около 3х пудов.
17. Гарпун – 2 шт.
18. Топор – 2 шт.
19. Пила – 1 шт.
20. Заспинная сумка – 14 шт.
21. Походная кухня, топившаяся тюленьим жиром.
Перечень продуктов:
1. Австралийское мясо.
2. Сухой бульон Скорикова.
3. Сухари.
4. Молотый горох.
5. Жюльен.
6. Сушёная зелень.
7. Русское масло. Альбанов: «К сухарям мы, правда, получали по ложке русского масла».
8. Шоколад. Альбанов: «По дольке шоколада, пока не закончился».
9. Консервированное молоко. (несколько банок).
Все продукты были в очень ограниченном количестве, из расчёта на два месяца, при этом полагались на успешную охоту на морского зверя и белых медведей.
Общий вес всего экспедиционного снаряжения, не считая веса каяков и нарт составлял 60-65 пудов или одну тонну, то есть получалось, что на двоих участников похода нарта, которую они тащили весила около 10 пудов или 160 килограммов.
На начальном участке маршрута трое человек, поняв, что они не готовы к таким испытаниям вернулись на «Св. Анну».
После трёх месячного тяжелейшего пути, на мыс Флора пришли только два участника этого перехода штурман В.И. Альбанов и матрос А.Э. Конрад. Остальные девять человек погибли.
========================================================
По следам Двух Капитанов:
По следам Двух Капитанов. (Арктика – 2017г).
По следам «Двух Капитанов» - памяти Михаила Фариха, Олега Продана и Алексея Фролова...
Брусилов Г. Л. Выписка изъ судового журнала шхуны «Св. Анна»