Найти тему
Андрей Иванов

Поход партии В. Альбанова со шхуны «Св. Анны» до мыса Флоры.

(материал со страницы Илья Кобленц)

Официальный документ, на основании которого В.И. Альбанов должен был выступить во главе части команды шхуны «Св. Анна».

«10 апреля 1914 года».
Штурману Вал. Ив. Альбанову.
Предлагаю Вам и всем нижепоименованным, согласно Вашего и их желания покинуть судно, с целью достижения обитаемой земли, сделать это 10-го сего апреля, следуя пешком по льду, везя за собой нарты с каяками и провизией, взяв таковой с расчетом на два месяца. Покинув судно, следовать на юг до тех пор, пока не увидите земли. Увидев же землю, действовать сообразно с обстоятельствами, но предпочтительно стараться достигнуть Британского канала, между островами Земли Франца-Иосифа, следовать им, как наиболее известным, к мысу «Флора», где я предполагаю, можно найти провизию и постройки. Далее, если время и обстоятельства позволят, направиться к Шпицбергену, не удаляясь из виду берегов Земли Франца-Иосифа. 

Достигнув Шпицбергена, представится Вам чрезвычайно трудная задача найти там людей, о месте пребывания, которых мы не знаем, но надеюсь на южной части его — это Вам удастся, если не живущих на берегу, то застать где-нибудь промысловое судно. С Вами пойдут, согласно их желанию, следующие тринадцать человек из команды — старший рулевой Петр Максимов, матросы Александр Конрад, Евгений Шпаковский, Ольгерд Нильсен, Иван Луняев, Иван Пономарев, Прохор Баев, Александр Шахнин, Павел Смиренников, Гавриил Анисимов, Александр Архиреев, машинист Владимир Губанов, кочегар Максим Шабатура.
Капитан судна «Св. Анна» Лейтенант Брусилов.
Место судовой печати.
10 апреля 1914 г. в Северном Ледовитом океане.
φ=82°55′5 N-ая; λ=60°45′ О-ая;

Карта на которой показан поход партии В. Альбанова:розовым цветом – маршрут, пройденный пешком с грузом по дрейфующим льдам.голубым цветом – путь, на дрейфующем к югу льду.жёлтым цветом – путь, пройденный на каяках в море.
Карта на которой показан поход партии В. Альбанова:розовым цветом – маршрут, пройденный пешком с грузом по дрейфующим льдам.голубым цветом – путь, на дрейфующем к югу льду.жёлтым цветом – путь, пройденный на каяках в море.
Гугловский снимок на котором грубо показаны «спрямлённые» расстояния маршрута партии, на самом деле пройденные расстояния, за счёт торосов, разводьев были гораздо больше. Среднесуточное продвижение партии к цели по прямым направлениям составило около 6 километров.
Гугловский снимок на котором грубо показаны «спрямлённые» расстояния маршрута партии, на самом деле пройденные расстояния, за счёт торосов, разводьев были гораздо больше. Среднесуточное продвижение партии к цели по прямым направлениям составило около 6 километров.
Маршрут партии на современной мелкомасштабной топографической карте.
Маршрут партии на современной мелкомасштабной топографической карте.
Передвижение по морскому дрейфующему льду.
Передвижение по морскому дрейфующему льду.

Средства передвижения, обмундирование, инструменты, оружие:
1. Каяк – 7 шт. Изготовлены на судне, каждый на два человека.
2. Нарты – 7 шт. Изготовлены на судне.
3. Палатка круглая, весом около 25 килограмм – 1 шт.
4. Компас – 2 шт. Во время похода оба вышли из строя.
5. Хронометр – 1 шт.
6. Секстан – 1 шт.
7. Бинокль малого размера с маленькой компасной стрелкой – 1 шт.
8. Одометр – 1шт. Изготовлен на судне из механического лага.
9. Малица – 13 шт.
10. Совик – 1шт.
11. Лыжи – 14 пар.
12. Винтовка Ремингтон – 2 ед.
13. Винтовка норвежская -1 ед.
14. Двухствольное дробовое ружье центрального боя – 1 ед.
15. Магазинка шестизарядная – 2 ед.
16. Патроны разные – около 3х пудов.
17. Гарпун – 2 шт.
18. Топор – 2 шт.
19. Пила – 1 шт.
20. Заспинная сумка – 14 шт.
21. Походная кухня, топившаяся тюленьим жиром.

-5
Передвижение на каяке, используя вёсла.
Передвижение на каяке, используя вёсла.
-7
Круглая палатка, которую использовали при движении по дрейфующему льду.
Круглая палатка, которую использовали при движении по дрейфующему льду.

Перечень продуктов:

1. Австралийское мясо.
2. Сухой бульон Скорикова.
3. Сухари.
4. Молотый горох.
5. Жюльен.
6. Сушёная зелень.
7. Русское масло. Альбанов: «К сухарям мы, правда, получали по ложке русского масла».
8. Шоколад. Альбанов: «По дольке шоколада, пока не закончился».
9. Консервированное молоко. (несколько банок).

На Земле Александры.
На Земле Александры.

Все продукты были в очень ограниченном количестве, из расчёта на два месяца, при этом полагались на успешную охоту на морского зверя и белых медведей.
Общий вес всего экспедиционного снаряжения, не считая веса каяков и нарт составлял 60-65 пудов или одну тонну, то есть получалось, что на двоих участников похода нарта, которую они тащили весила около 10 пудов или 160 килограммов.
На начальном участке маршрута трое человек, поняв, что они не готовы к таким испытаниям вернулись на «Св. Анну».
После трёх месячного тяжелейшего пути, на мыс Флора пришли только два участника этого перехода штурман В.И. Альбанов и матрос А.Э. Конрад. Остальные девять человек погибли.

Мыс Флоры. До него дошли только двое из одинадцати человек. Здесь В. Альбанов и А. Конрад были случайно обнаружены участниками экспедиции Г.Я. Седова (уже покойного), на "Св. Фоке" и доставлены в Архангельск.
Мыс Флоры. До него дошли только двое из одинадцати человек. Здесь В. Альбанов и А. Конрад были случайно обнаружены участниками экспедиции Г.Я. Седова (уже покойного), на "Св. Фоке" и доставлены в Архангельск.
«Валериáн Ивáнович Альбáнов (1882—1919) — полярный штурман, участник дрейфа на паровой шхуне «Святая Анна». Альбанов с ноября 1914 года работал в должности второго помощника на ледорезе «Канада», а с середины 1916 года — капитаном портового ледокола в Архангельске.Отсутствие вестей о «Святой Анне» в сентябре 1917 года привели Альбанова к нервному срыву, он был направлен в госпиталь и затем уволен с военной службы. Работал на портовых судах в Ревеле. В 1918 году с матерью и сёстрами уехал в Красноярск и поступил на должность гидрографа Енисейской партии Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. В 1919 году Альбанов обратился к Верховному правителю России А. В. Колчаку с просьбой об организации новой экспедиции для поиска «Святой Анны», но это обращение не имело последствий. В 1919 году Альбанов, видимо, возвращаясь от Колчака, погиб в районе железнодорожной станции Ачинск. По одной версии, его не стало в результате взрыва стоявшего на соседнем пути поезда со снарядами, по другой — он умер на станции «Ачинск-1» в тифозном бараке.В честь Валериана Альбанова названы:Гидрографическое судно ледового класса «Валериан Альбанов».Мыс Альбанова на острове Гукера в архипелаге Земля Франца-Иосифа.Остров Альбанова вблизи острова Диксон в Карском море.Ледник Альбанова на острове Октябрьской революции в архипелаге Северная Земля.Теплоходу Уфимского филиала Московской Государственной Академии Водного Транспорта «Речной-62» присвоено имя «Штурман Альбанов».Арктический челночный танкер «Совкомфлота» «Штурман Альбанов».Уфа, ул. Аксакова, 6 - деревянный дом, где жил во время учебы в гимназии. Мемориальной доски нет.Экспозиция в музее при Уфимском филиале Волжского университета речного флота».
«Валериáн Ивáнович Альбáнов (1882—1919) — полярный штурман, участник дрейфа на паровой шхуне «Святая Анна». Альбанов с ноября 1914 года работал в должности второго помощника на ледорезе «Канада», а с середины 1916 года — капитаном портового ледокола в Архангельске.Отсутствие вестей о «Святой Анне» в сентябре 1917 года привели Альбанова к нервному срыву, он был направлен в госпиталь и затем уволен с военной службы. Работал на портовых судах в Ревеле. В 1918 году с матерью и сёстрами уехал в Красноярск и поступил на должность гидрографа Енисейской партии Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. В 1919 году Альбанов обратился к Верховному правителю России А. В. Колчаку с просьбой об организации новой экспедиции для поиска «Святой Анны», но это обращение не имело последствий. В 1919 году Альбанов, видимо, возвращаясь от Колчака, погиб в районе железнодорожной станции Ачинск. По одной версии, его не стало в результате взрыва стоявшего на соседнем пути поезда со снарядами, по другой — он умер на станции «Ачинск-1» в тифозном бараке.В честь Валериана Альбанова названы:Гидрографическое судно ледового класса «Валериан Альбанов».Мыс Альбанова на острове Гукера в архипелаге Земля Франца-Иосифа.Остров Альбанова вблизи острова Диксон в Карском море.Ледник Альбанова на острове Октябрьской революции в архипелаге Северная Земля.Теплоходу Уфимского филиала Московской Государственной Академии Водного Транспорта «Речной-62» присвоено имя «Штурман Альбанов».Арктический челночный танкер «Совкомфлота» «Штурман Альбанов».Уфа, ул. Аксакова, 6 - деревянный дом, где жил во время учебы в гимназии. Мемориальной доски нет.Экспозиция в музее при Уфимском филиале Волжского университета речного флота».
Алекса́ндр Эдуа́рдович Ко́нрад (1890—1940) — русский моряк, получивший известность в результате своего участия в трагически завершившейся арктической экспедиции Брусилова, где он оказался одним из всего двоих участников (вместе с В. И. Альбановым), сумевших остаться в живых. В честь Александра Конрада назван мыс Конрада на острове Мейбел (архипелаг Земля Франца-Иосифа)
Алекса́ндр Эдуа́рдович Ко́нрад (1890—1940) — русский моряк, получивший известность в результате своего участия в трагически завершившейся арктической экспедиции Брусилова, где он оказался одним из всего двоих участников (вместе с В. И. Альбановым), сумевших остаться в живых. В честь Александра Конрада назван мыс Конрада на острове Мейбел (архипелаг Земля Франца-Иосифа)

========================================================

По следам Двух Капитанов:

По следам Двух Капитанов. (Арктика – 2017г).

По следам «Двух Капитанов» - памяти Михаила Фариха, Олега Продана и Алексея Фролова...

Брусилов Г. Л. Выписка изъ судового журнала шхуны «Св. Анна»

Альбанов В. И. На юг, к Земле Франца-Иосифа!

Фильм «Два Капитана»