Найти тему

САМОЛЕТЫ ВОЕННЫХ ЛЕТ

Оглавление

С первых дней Великой Отечественной войны гражданские авиаторы встали на защиту Родины. Они доставляли боевым частям и партизанским отрядам боеприпасы и вооружение, вывозили из-за линии фронта раненых, наносили прицельные бомбовые удары по врагу, вели воздушную разведку, выполняли специальные задания советского командования.

Трудно назвать боевую операцию, в которой не принимали бы участия подразделения гражданской авиации. Вот лишь один яркий пример. Большую помощь оказали они защитникам Ленинграда. Только в конце 1941 года по воздушному мосту в осажденный город было доставлено свыше шести тысяч тонн срочных грузов, вывезено на «Большую землю» более 50 тысяч человек. Надежным транспортным средством зарекомендовал себя при этом самолет Ли-2. В течение всей блокады доставляли ленинградцам почту, грузы, матрицы центральных газет самолеты ПС-40, ПС-41, ПС-43. А экипажи бомбардировочного подразделения самолетов У-2, базировавшегося в непосредственной близости от линии фронта, за короткий срок совершили более 500 самолето-вылетов, подавили огонь 24 батарей дальнобойных орудий и двух — зенитных.

С этой статьи мы начинаем серию публикаций о крылатых машинах, на которых наши авиаторы громили фашистов.

САМОЛЕТ Г-1

Этот цельнометаллический двухмоторный самолет был разработан коллективом под руководством А. Н. Туполева. Он стал прототипом всех последующих многомоторных конструкций свободнонесущей монопланной схемы. Серийно выпускался с лета 1929 года до начала 1932 года.

В предвоенные годы самолет эксплуатировался в Аэрофлоте в качестве грузового. Имел большой (несколько тысяч часов) налет. Во время Великой Отечественной войны на нем выполнялись транспортные перевозки.

Схема самолета Г-1
Схема самолета Г-1

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА Г-1:

  • Конструкция — типовая для самолетов серии АНТ с гофрированной цельнометаллической обшивкой.
  • Крыло состояло из центроплана и отъемных консолей. Лонжероны и нервюры крыла — ферменные. Обшивка крыла — толщиной 0,3 миллиметра (кроме верхней стороны центроплана, выдерживающей вес нескольких человек). .
  • Поперечное сечение фюзеляжа — суженная книзу трапеция. Фюзеляж состоял из трех разъемных частей.
  • Рамы двигателей — сварные из стальных труб. Двигатели (на самолете их устанавливалось два) М-17 мощностью 500—680 лошадиных сил.
  • Полетная масса самолета — 7500 килограммов. Масса топлива и масла при максимальной заправке — 1610 килограммов.
  • Максимальная скорость полета у земли — около 200 километров в час, практический потолок — 2850 метров. Максимальная дальность полета — 950 километров.

САМОЛЕТ У-2 (По-2)

-3

В 1926 году авиаконструктор Н. Н. Поликарпов начал работать над проектом надежного и дешевого самолета для обучения летного состава технике пилотирования. В январе 1928 года был совершен первый полет. Машина была легка в управлении, «прощала» даже грубые ошибки курсантов. К началу войны школу летного мастерства на У-2 прошли тысячи пилотов военно-воздушных сил и гражданской авиации. С первых же дней войны У-2 стали использоваться как связные, штабные, санитарные машины. Они также доставляли через линию фронта боеприпасы, продовольствие, медикаменты. Но подлинно неувядаемую славу снискали эти легкие, маневренные, умеющие почти неслышно подкрадываться к цели машины в качестве ночных бомбардировщиков.

В 1944 году после смерти Н. Н. Поликарпова самолет У-2 (учебный второй) был переименован в его честь в По-2. За долгий срок службы он претерпел множество переоборудований. В ходе боевых действий нашли применение его санитарные варианты С-1 и С-2. В послевоенные годы широко использовался в сельскохозяйственной авиации.

Схема самолета  У-2 (По-2)
Схема самолета У-2 (По-2)

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА По-2:

  • Конструкция деревянная, из сосновых реек и фанеры с полотняной обшивкой.
  • Коробки крыльев — из стальных труб с примотанными и приклеенными к ним деревянными обтекателями.
  • Моторная рама — цельносварная из стальных труб. Двигатель — М-11 мощностью 100 лошадиных сил.
  • Полетная масса — 890 килограммов. Масса топлива и масла при полной заправке 81 килограмм.
  • Эти данные несколько отличались для разных модификаций самолета. Так, санитарный вариант С-1 обладал полетной массой 1050 килограммов. Масса топлива и масла при полной заправке — 100 килограммов.
  • Максимальная скорость полета По-2 — около 140 километров в час, практический потолок — 3200 метров, максимальная дальность — 500 километров, максимальная продолжительность полета — четыре часа

Журнал "Гражданская авиация" № 12, 1984 г.

-5