Найти в Дзене
Фигачу на удалёнке с 2011 года

Мастер-класс Андрея Байкалова: Как оформлять статьи для Дзен

Оглавление

Хорошую статью можно запросто «убить» плохой структурой. Современный читатель не столько читает, сколько сканирует текст. Если взгляду не за что зацепиться, то такой текст останется без внимания. А ведь вы потратили на него несколько часов жизни, а то и дней. Так может, потратим ещё 10 минут на создание структуры текста?

Коллаж подготовлен с использованием сервиса Canva.com
Коллаж подготовлен с использованием сервиса Canva.com

Элементы статьи

Правильно оформленная статья состоит из 6 основных элементов:

  • заголовок
  • лид
  • подзаголовки
  • картинки
  • заключение
  • call to action

Давайте разберём их подробнее.

Заголовок

Заголовки в Дзене имеют свою специфику. Дзен — гость непрошенный в вашем компьютере. Он есть, потому что есть Яндекс, который промотирует Дзен в поиске, в почте, в Директе. Когда Дзен вклинивается в вашу жизнь, у него есть всего пара секунд, чтобы привлечь ваше внимание.

Статья о трусах Бузовой всегда выиграет во внимании со статьей об оформлении публикаций в Дзене:)

Конечно, Дзен борется с откровенно кликбейтными и желтушными заголовками, но это борьба напоминает борьбу нанайских мальчиков. Не будет завлекательных заголовков — не будет кликов. А там и Дзен исчезнет:)

Поэтому для автора Дзена крайне важно придумать завлекательный и в тоже время не кликбейтный заголовок. Давайте посмотрим за лидерами Дзена, как это делают они. Я сделал несколько скриншотов заголовков, собрал их в галерею. Листайте и изучайте.

Вы обратили внимание, что успешные заголовки уже напоминают короткую историю из 2-3 предложений?

Ещё один популярный способ назвать статью — использовать в названии слово «Как…». Таково уж свойство человеческой психики — реагировать на заданный вопрос действием. Я таких авторов называю «какерами». Признаюсь, я тоже из их числа:).

И да, на создание хорошо заголовка может уйти несколько часов. Но что делать:)

Лид

Главная функция лида — рассказать, о чём текст. В отличие от креатива в заголовке, лид должен быть конкретным. В сжатой в форме, в 3-4 предложениях кратко пересказать суть текста.

Лид должен быть актуальным. Если произошло какое-то событие, то в лиде надо указать привязку к событию, в идеале — объяснить, почему стоит прочитать текст на ту же самую тему, которую читатель уже видел или слышал по телевизору.

Подзаголовки

Длинная простыня текста, отсутствие подзаголовков — вы же встречали такие статьи, верно? Разбивайте “простыню” на смысловые части. Одна мысль — один подзаголовок. Статья, которую вы сейчас читаете, идёт по этой схеме.

Текст от этого хуже не станет, наоборот, он приобретет законченный, приятный вид. Тут уместно упомянуть и эстетическое воздействие текста. Приятно же, что автор не поленился и сделал чтение удобным для вас.

Картинки

Одна из картинок получает статус главной и отображается в анонсе статьи в ленте Дзена. Картинки, как и заголовок, имеет ключевое значение для прочтения статьи за те несколько секунд, что взгляд скользит по ленте Дзена. Зацепили — кликнули. Не зацепили — остались ни с чем.

По поводу заглавных картинок и заголовков ведётся много споров, говоря военным языком — идёт борьба за внимание читателя. Поэтому главной картинке надо уделить максимум внимания. Иногда на подбор или создание главной картинки может уйти несколько часов.

Посмотрите несколько примеров главной картинки. Я сделал несколько скриншотов, собрал их в галерею. Листайте и изучайте.

Важный момент, о котором все забывают — все фотографии или художественные работы кому-то принадлежат. Просто так взять и забрать к себе в статью нельзя. За такое Дзен банит. Поэтому надо указывать источник картинки. Не просто «взято у Васи» или «Источник — Яндекс.Картинки», а с полным адресом в Интернете.

В галерее, которую вы листали чуть выше, есть примеры иллюстраций к статье. Это один из способов решить проблему поиска и подготовки заглавной картинки. Хорошие работы можно найти и в бесплатных фотобанках. Я перечислю самые популярные из них:

Call to action

Призыв к действию (call to action, CTA) давно уже перешёл из арсенала рекламщиков в обычную жизнь. Попросить, призвать к чему стало обычным делом. Попросить лайк к статье — почему бы и нет? По статистике, такие призывы увеличивают число лайков на 20%. По моим наблюдениям, один лайк дает дополнительно около 500 показов статьи. Кто силён в математике, посчитайте выгоду от 20% дополнительных лайков.

Рекомендую прочитать мою статью о CTA с примерами призывов к действию “Как сделать эффективный call to action в статье”.

Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля». Реж. Д. Черкасский, 1980г.
Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля». Реж. Д. Черкасский, 1980г.

Резюме

Капитан Врунгель из мультика “Приключения капитана Врунгеля” говорил: «Как яхту назовёшь, так она и поплывёт». Уделите особое внимание заголовку. От этого зависит, прочитают вашу статью или нет. У меня цель — создать свой бренд, поэтому я упоминаю свою фамилию и использую структуру «Как…». В любом другом случае я бы назвал статью примерно так:

  • «Как за 7 минут научиться оформлять статьи для Дзена».
  • «6 главных правил для написания ИДЕАЛЬНОЙ статьи».
  • «Я придумал, как писать интересные статьи и прочтения рванули вверх. Делюсь опытом».

Любое из этих названий принесло бы мне намного больше прочтений, чем сейчас. Но, как я уже написал выше, у меня цель — подсветить свой личный бренд в поисковых системах.

*****

Еще мастер-классы Андрея Байкалова:

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить публикации!

Ваше мнение ВАЖНО и имеет значение, пожалуйста, поделитесь им в комментариях.