Найти тему
starcom68

Ворота Баят-Капы древнего Дербента и жизнь восьмого магала

На этой неделе я получил сообщение из Дербента, которое напомнило мне об одном небольшом приключении и моем обещании выслать фото. Это и послужило стимулом к написанию репортажа вне графика. Про крепость Нарын-Калу в Дербенте не писал только ленивый, постараюсь сосредоточиться на том, что смотрят не все туристы, а именно на жизни внутри восьмого магала (квартала) старого города. Не каждый древний город в наши дни имеет городское население внутри своих стен.

Старый Дербент сохранил средневековую планировку и деление города по кварталам или магалам. Здесь нет названий улиц в привычном нам понимании. В городах мусульманского востока такие кварталы традиционно группирующиеся вокруг мечетей носят названия махалли, а в нашем случае в Дагестане - магалы. Размер магала определяется расстоянием на котором слышен голос муэдзина, призывающего на молитву. В какой-то степени магал тождественен нашему приходу. Население магала образует замкнутую самоуправляющуюся общину.

Утром, достигнув цитадели Нарын-Кала, я успеваю занять место на парковке и оставив Белку жариться на солнцепеке первым делом устремляюсь к воротам Баят-Капы в южной стене города. Цитадель пока подождет. Практически с первых минут меня начинает драконить обилие проводов от которых я отвык в крепостях Средней Азии. Но, как оказалось, это были еще семечки.

-2

Вторые ворота южной стены Баят Капы (VI-VII вв. н.э.), называвшиеся арабами Баб-эль-Мактуб, по чертежам 1720 г. имели стрельчатый проем. В отличие от других ворот Дербента здесь было два арочных проема - наружный и внутренний, между которыми в толще крепостной стены был устроен проход, перекрытый стрельчатым сводом. В русской крепостной традиции подобные ворота назвали бы казематированным проездом.
К сожалению, я не нашел чертежа ворот, хотя еще летом его где-то видел.

-3

В 1811 г. ворота Баят-Капы были капитально перестроены по проекту инженера Карпова. При этом старая схема была сохранена. Однако проемы получили полуциркульное очертание. С наружной стороны они фланкированы двумя полукруглыми башнями, кладка которых состоит из строго геометрических по форме камней и имеет ряды камней, положенных плашмя. Это свидетельствует о том, что она более поздняя, чем первоначальная кладка. На фотографии хорошо видна граница между сасанидской кладкой из крупных блоков и более поздней реконструкцией.
В тени дерева по здешней традиции собрались местные мужчины.

-4
Однотипные обрамления обоих арочных проемов выложены из тесаных камней и состоят из полуциркульных архивольтов и пилястр с капителями в виде выкружки с полочкой. Над замковым камнем южного фасада высечена русская надпись: «Время меня разрушило, послушание меня построило, 1811 г.». Общая композиция ворот создает образ сдержанного по форме, но все же, парадного входа в город. Источник
-5

Справа от ворот находится памятник азербайджанскому (дербентскому) поэту XIX века Мирзе Мухаммад Таги ибн Ибрахим Ага Мухаммад ад-Дарбанди. Известный под псевдонимом Гумри («горлица») Дербенди писал стихи на персидском, азербайджанском и русском языках. Его поэтические сборники Канз ол-Масаеб (Сокровищница скорби), Диван-е Камель (полный сборник), Канз ол-Маареф (Сокровищница познаний) пользовались большим успехом у современников. Стихи Гумри представляют собой духовную, мистическую поэзию ислама. Они полны прекрасных, новых для персидской и азербайджанской поэзии метафор и аллегорий. Памятник открыт в 2017 году.

Море на дальнем плане...
Море на дальнем плане...
 Приблизимся к воротам, по праву считающимися одним из символов Дербента. Надпись над замковым камнем я так и не разобрал и не увидел там русских букв. Что-то мне подсказывает. что там либо сильная стилизация, либо арабская вязь.
Приблизимся к воротам, по праву считающимися одним из символов Дербента. Надпись над замковым камнем я так и не разобрал и не увидел там русских букв. Что-то мне подсказывает. что там либо сильная стилизация, либо арабская вязь.
Зайдя в ворота становится понятно, что арочный свод давно разрушен
Зайдя в ворота становится понятно, что арочный свод давно разрушен
Проникаем через ворота вовнутрь старого города и оборачиваемся. Каждый кто покидает магал ворот Баят-Капы видит эту надпись с высказыванием имама Садыка. К ней мы еще вернемся.
Проникаем через ворота вовнутрь старого города и оборачиваемся. Каждый кто покидает магал ворот Баят-Капы видит эту надпись с высказыванием имама Садыка. К ней мы еще вернемся.

А пока перед нами простираются кривые и узкие улочки 8-го магала древнего Дербента. Проводов внутри городских стен стало еще больше. Арххитектура здесь эклектична. Старые здания практически полностью утрачены и на их месте возведены новые дома по принципу кто во что горазд. Пластиковые окна и современные двери здесь сплошь и рядом соседствуют с пиленым ракушечником или глиняной штукатуркой.

-10
 Эта улочка уходит вдоль городской стены на восток к морю, но я по ней пока не пойду
Эта улочка уходит вдоль городской стены на восток к морю, но я по ней пока не пойду

Немного пройдя прямо (если так можно сказать) от городских ворот я увидел двух женщин, одна из которых обратилась ко мне и пригласила зайти в дом. Я несколько смутился, т.к. сразу не понял зачем меня зовут. Здесь несколько другие правила и обычаи, чем в Средней Азии, более колючие что ли. И это не было привычной реакцией на туриста. Нужна была какая-то помощь.

-12

Все стало понятно, когда я вошел во внутрь дома. Оказывается в этой усадьбе ласточки сделали гнездо под потолком и выросший за лето птенец вывалился из него. Женщины и девочка Хадижа сами не могли его посадить обратно и выглядывали на улицу, чтобы кто-то им помог.

 Хадижа с цыпленком ласточки
Хадижа с цыпленком ласточки
Что собственно я и сделал. Удивительно, но птенец выжил и уже улетел в теплые края. Или ласточки здесь зимуют?
Что собственно я и сделал. Удивительно, но птенец выжил и уже улетел в теплые края. Или ласточки здесь зимуют?
После водворения птенца на место иду дальше на север по улочке и немного фотографирую. Вычленить старые постройки сразу не получается. Вроде стоит домик с не самым новым фасадом, но приглядевшись, видишь бетонные конструкции над оконными проемами.
После водворения птенца на место иду дальше на север по улочке и немного фотографирую. Вычленить старые постройки сразу не получается. Вроде стоит домик с не самым новым фасадом, но приглядевшись, видишь бетонные конструкции над оконными проемами.
Дойдя до перекрестка оборачиваюсь. Пора возвращаться обратно. У меня на весь Дербент всего один день, а лабиринт старого города затягивает.
Дойдя до перекрестка оборачиваюсь. Пора возвращаться обратно. У меня на весь Дербент всего один день, а лабиринт старого города затягивает.
Пройдя параллельной улочкой возвращаюсь к воротам Баят-Капы чтобы разглядеть их повнимательнее и прочитать аншлаг.
Пройдя параллельной улочкой возвращаюсь к воротам Баят-Капы чтобы разглядеть их повнимательнее и прочитать аншлаг.
Зиярт или зиярат (араб. «посещение») — узаконенная шариатом сунна. Целью его является напоминание о загробном мире, вознесении мольбы за умерших и размышление о тленности этого бренного мира. Термин «зиярт» кроме того, что употребляется для обозначения посещения места захоронения человека, также может подразумевать и посещение мусульманином своего брата по вере с целью увидеть и узнать о положении его дел Ради Всевышнего Аллаха. Для традиционного ислама Северного Кавказа, а также для многих мусульман суфийской направленности во всем мире, термин «зиярт» означает хождение к святым и почитаемым местам, а также само обозначение этих святых мест. Источник
-18
 На углу рядом с воротами замечаю источник воды. Это хорошо, надо будет сюда вернутся и заправиться. Вода с Апшеронского полуострова у меня подходила к концу, а ночь я планировал провести на берегу моря.
На углу рядом с воротами замечаю источник воды. Это хорошо, надо будет сюда вернутся и заправиться. Вода с Апшеронского полуострова у меня подходила к концу, а ночь я планировал провести на берегу моря.
А эта улица уходит от ворот вверх к цитадели. Тут проводной ад достигает своего апофеоза
А эта улица уходит от ворот вверх к цитадели. Тут проводной ад достигает своего апофеоза
На дальнем плане цитадель древнего Дербента - Нарын-Кала с чудесами фортификации постройки 2015 года. Это надо же так умудриться испортить древнюю крепость...
На дальнем плане цитадель древнего Дербента - Нарын-Кала с чудесами фортификации постройки 2015 года. Это надо же так умудриться испортить древнюю крепость...

По этой улочке я отправился спустя три часа когда вернулся из цитадели. Взяв канистры побежал к источнику рядом с воротами и к своему удивлению узнал, что он закрыт на ремонт. Рабочие, пока я ходил в цитадель, раскопали яму и что-то мудрили с трубами. И что делать? Тащится к другим воротам по жаре с канистрами мне не хотелось, а вода была нужна. Добрые мужики сказали, что вот тут за поворотом я найду то что мне нужно.

-22
 Нашел очередной источник, но он был несколько странным...
Нашел очередной источник, но он был несколько странным...

Слишком велико было число кранов и из них не текла вода. Тем не менее. методом проб и ошибок я получил желаемое и набрал воду в канистры. Однако я так и не понял назначение такого количества кранов и труб. Мне сказали, что водопровод сделали сами жители магала, проведя воду от горного источника. Но зачем столько кранов и почему из них не идет вода, мне не совсем понятно. Допускаю, что с помощью резинового шланга воду перенаправляют из одной трубы в другую и она таким образом дозированно поступает по разным усадьбам. Но это не точно.

-24

Сейчас в восьмом магале идет реконструкция улиц, обещенная жителям еще на плакате, что на заглавном фото. Может быть провода уберут?
Вот как это выглядит на видео, присланном из Дербента на днях. Смотрите и сравнивайте. Говорят к лету будет красиво!

Оригинал поста смотрите завтра в моем блоге starcom68

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен