Есть костюмно-исторические фильмы, создающиеся в неких ностальгических или — просветительских целях. Молвить, как старик-Паниковский: «Сразу видно человека из раньшего времени», хотя, и причёска, и подкрутка ресниц у примы, изображающей королеву-при-будуаре — всё равно окажется узнаваемо-современная и, как писали всё же Ильф с Петровым:
«Что бы ни играла голливудская актриса - возлюбленную крестоносца, невесту гугенота или современную американскую девушку, - она всегда причесана самым модным образом. Кудри должны быть уложены так, как это полагается в тысяча девятьсот тридцать пятом году. Публике это нравится».
Но есть одна примечательная кинокартина, в которой это требование доведено до абсурда — хотя бы потому, что «Мария-Антуанетта» Софии Копполы — это вообще ...не про XVIII век и ...не о столько о легкомысленной австриячке с её куафюрами да ожерельями, но об эпохе гламура «бриллиантовых-нулевых».
И даже странно, что королеву сыграла Кирстен Данст, а не Пэрис Хилтон или ещё какая-нибудь звезда тогдашних клубов, танцполов и — скандалов. Сюжет в целом близок к исторической реальности — всё и вся на месте. И Людовик XVI, и Аксель Ферзен, и Версаль с Малым Трианоном. И все эти балы-маскарады-приёмы-игры.
Правда, иной раз, откуда-то ...из динамиков звучит современный музон, а в сцене с выбором туфелек только самый лениво-невнимательный зритель не увидел кеды. Фантастически-роскошные виды, много пёрышек и — перьев, а розовый цвет — безусловно любимый эпохой рококо — будоражит безумным, ярчайшим, практически фуксиевым оттенком...
...И - уводит в сторону очередного номера тогдашнего журнала Vogue. Мария-Антуанетта и её фрейлины-подружки, все эти принцессы де Ламбаль да модистки Бертэн — потребляют химического вида пирожные — такие же чудовищные, как и наряды, стены, каблуки и — макияж. Это дурацкий праздник длиною в целую жизнь. Как им казалось.
Безусловно, в картине присутствуют какие-то (именно — какие-то!) исторические события, происходит шевеление толп и масс. Но это и есть — фон. Главное — бесконечная и роскошная вечеринка «девчонки в розовом», предпочитающей бриллианты и очередные туфельки. Ощущение, что видишь ряд клипов, зачем-то связанных в единое повествование. Ищешь намёки на «здесь и сейчас».
Постмодернистская игра на грани фола и — на грани здравого смысла. Раскадровка напоминает фотосессию в глянцевой прессе. Неслучайно фильм вызвал настоящий шквал стилизаций и Мария-Антуанетта недалого, впрочем, заделалась любимицей гламурных тинейджерок в США и Европе. Они наконец-то нашли себе любимую историческую персону!
Удивительным образом и кончается эта история — ни в коем случае не казнью и даже не лишением привилегий. Никаких тягот. Финал — побег королевской семейки из Версаля, где становится опасно. У глянцевой феерии не может быть кровавых сцен. Есть вид красоты, не терпящий присутствия Танатоса. В принципе.
Это — красота гладкого и сладкого гламура 2000-х, где даже «модные» готы лишь играли в «страшное» и «адское», да и оно тогда было каким-то кабареточно-кружевным — разве что чёрным. Поэтому птичка-Антуанетта не может лететь с оторванной головой — там же самые шикарные пёрья.
Zina Korzina / Галина Иванкина (c)
Все иллюстрации взяты из открытых источников сети Интернет.