Про русского философа начала XX века Льва Шестова в России мало знают. А ведь знаменитый французский философ Камю посвятил своем коллеги добрый десяток страниц в главной своей книги. Попытался восполнить этот пробел в предыдущей статьей, которая вызвала много комментариев. Теперь хочу рассказать еще о нескольких важных мыслях Шестова.
1. Шестов много критиковал науку. Шестов писал в те времена, когда еще господствовало такое понимание науки, что она должна открыть непреложные законы, имеющие силу всегда и везде. Сейчас это уже не так. Наука все больше признает, что ее законы носят вероятностный характер. Поэтому когда Шестов критикует науку за ее стремление к вечным законам природы, то эта критика не особо задевает современных ученых. Однако сам этот отход науки от позиции абсолютных законов на позиции законов вероятных очень интересен и вполне в духе Шестова.
2. Шестов пишет от лица приверженцев науки, что «сомневаться в ее царственных правах могут либо дурные, либо безумные люди». Этот подход хорошо работает против такой философии как у Шестова. Ссылка на безумие до сих пор уничтожает много интересных идей. И это поднимает еще одну проблему.
3. Вот цитата: в обществе «люди знающие имеют преимущества пред незнающими». Общество ценит ученых – главных представителей разума, художников, которые при всем своем бунтарстве, все равно ходят в подчинении у разума, да и вообще люди ценят здравый смысл – упрощенную версию разума. Пробиться через это философу, который отстаивает борьбу с разумом, сложно.
4. Человек подчинился разуму не только, чтобы избежать хаоса в природе, но и чтобы избежать его в отношениях с другими людьми. Разум позволяет нам «мыслить как все». Ирония в том, что именно отсылка к разуму часто служит обоснованием права «на свое мнение».
5. У Шестова можно встретить практические советы как перейти от разумной реальности к «чистой». Укажу лишь на такую мысль: «Чем больше приобретаем мы положительных знаний, тем дальше мы от тайн жизни. Чем больше совершенствуется механизм нашего мышления, тем труднее становится нам подойти к истокам бытия. Знания отягчают нас и связывают, а совершенное мышление превращает нас в безвольные, покорные существа, умеющие искать, видеть и ценить в жизни только «порядок» и установленные «порядком» законы и нормы». Отсюда рекомендация Шестова: «методически отклонять все предлагаемые разумом услуги».
6. Не сложно заметить, что идеи Шестова должны привести к вопросам этики. Отмахнуться от законов физики, в конечном счете, можно. Но как обстоит дело с законами морали? Шестов пишет: «В теории познания царствует идея необходимости, в этике – потускневшая и ослабевшая необходимость: долженствование». Значит надо отбросить этику? Да, только такое решение и остается в рамках философии Шестова. Можно спросить о последствиях такого решения, но о каких последствиях может идти речь в «чистой» реальности?!
7. Шестов любил повторять: «все, что угодно, можно вывести из всего, что угодно». Интересная мысль. Напишите в комментариях, что думаете об этом.
А еще можете послушать мой подкаст про Шестова: