Найти тему
Древний Мир | История

Охотники за привидениями в Древнем Риме

Во все века люди любили рассказывать истории о привидениях и зловещих домах, в которых они являются. Не были исключением и древние римляне. Лишь редкие скептики в то время не верили в колдовство и духов. Даже самые образованные люди античности, такие как Плиний Младший (его полное имя — Гай Плиний Цецилий Секунд), сын знаменитого учёного, с увлечением пересказывали истории о призраках. У Плиния был друг, Луций Лициний Сура, учёный, оратор и политик. Он дважды становился консулом, был одним из ближайших советников императора Траяна, искусным дипломатом и римским наместником в Нижней Германии, а после проконсулом Азии. Наивным и легковерным его никак нельзя было бы назвать. С ним Плиний вёл активную переписку, часть из которой сохранилась.

Скульптурное изображение Плиния Младшего в Кафедральном соборе г. Комо, Италия. 1498 г.
Скульптурное изображение Плиния Младшего в Кафедральном соборе г. Комо, Италия. 1498 г.

Среди писем Плиния есть и такое: «Я очень хотел бы знать, считаешь ли ты, что привидения существуют и имеют собственную фигуру и какое-то бытие или же это нечто мнимое и пустое, что приобретает образ вследствие нашего страха. Верить в их существование меня прежде всего побуждает история, приключившаяся, по слухам, с Курцием Руфом. Когда он был еще незначительным и неизвестным человеком, он присоединился к свите африканского наместника. Как-то на склоне дня он прогуливался в портике. Вдруг перед ним возникает фигура женщины выше и прекраснее обычной человеческой; он испугался, а она назвала себя Африкой, предвещающей будущее. Он отправится, сказала она, в Рим, будет выполнять почетные магистратуры, опять вернется в эту провинцию, наделенный высшей властью, и здесь же умрет. Все так и сбылось».

Реконструкция облика Афин, вид с холма ареопага. Лео фон Кленце, 1846 г.
Реконструкция облика Афин, вид с холма ареопага. Лео фон Кленце, 1846 г.

Далее Плиний рассказывает ещё более удивительную историю, о доме с привидением в греческом городе Афины. Этот дом был «просторный и вместительный, но ославленный и зачумленный. В ночной тиши раздавался там звук железа, а если прислушаться внимательнее, то звон оков слышался сначала издали, а затем совсем близко. Потом появлялся призрак - старик, худой, изможденный, с отпущенной бородой, с волосами дыбом; на ногах у него были колодки, на руках цепи, которыми он потрясал. Жильцы поэтому проводили в страхе, без сна, мрачные и ужасные ночи: бессонница влекла за собой болезни, страх рос, и приходила смерть, так как даже днем, хотя призрак и не появлялся, память о нем не покидала воображения, и ужас длился, хотя причина его исчезала. Дом поэтому был покинут, осужден на безлюдье и всецело предоставлен этому чудовищу; объявлялось, однако, о его сдаче на тот случай, если бы кто-нибудь, не зная о таком бедствии, пожелал его купить или нанять».

Жилой квартал в античном городе. Современная иллюстрация.
Жилой квартал в античном городе. Современная иллюстрация.

Однажды в Афины прибыл философ Афинадор. Он прочитал объявление о сдаче дома и удивился столь низкой его цене. Афинадор начал расспросы и вскоре узнал о призраке, живущем в доме. Но рассказы о привидении его не напугали, и он охотно поселился в этом заброшенном здании. Когда наступили сумерки, философ положил перед собой восковые таблички для записей, стило и светильник.

-4

Как пишет Плиний, Афинадор «всем существом своим сосредоточился на писании, дабы праздный ум не создавал себе призраков и пустых страхов. Сначала, как это везде бывает, стояла ночная тишина; затем стало слышно, как сотрясается железо и двигаются оковы. Он не поднимал глаз, не выпускал из рук стиля, но укрепился духом, затворяя тем самым свой слух. Шум чаще, ближе, слышен как будто уже на пороге, уже в помещении. Афинодор оглянулся, увидел и узнал образ, о котором ему рассказывали».

Афинадор и призрак. Иллюстрация Генри Джастиса Форда, 1900 г.
Афинадор и призрак. Иллюстрация Генри Джастиса Форда, 1900 г.

Призрак стоял перед ним и жестами манил его к себе. Афинодор спокойно махнул ему рукой, чтобы потусторонний гость немного подождал, и продолжил свою работу. «А привидение лязгало цепями над головой пишущего», отмечает Плиний. Наконец Афинодор оставил свои таблички, взял светильник и пошёл за призраком, движущимся медленной поступью. Дойдя до середины двора дома, призрак пропал. Афинадор отметил это место сорванными тут же листьями и ушёл спать.

Интерьер античного дома. Современная реконструкция.
Интерьер античного дома. Современная реконструкция.

На следующий день он обратился к местной городской администрации. В присутствии официальных лиц, во дворе проклятого дома провели раскопки. Финал оказался счастливым: «Нашли кости, крепко обвитые цепями; они одни, голые и изъеденные, остались в оковах после тела, сгнившего от долговременного пребывания в земле, их собрали и публично предали погребению. После совершенных как подобает похорон, дом избавился от призрака».

Изображение Луция Лициния Суры на колонне Траяна, 113 г. н.э.
Изображение Луция Лициния Суры на колонне Траяна, 113 г. н.э.

Сам Плиний не знает, верить ли в эту историю, и просит Луциния Суру: «Вооружись всей своей ученостью. Вопрос достоин того, чтобы ты долго и много разбирал его, да и я не недостоин того, чтобы ты поделился со мной своим знанием. Приводи, по своему обыкновению, доводы в пользу той и другой стороны, но в пользу какой-нибудь одной более сильные, дабы не оставлять меня в недоумении и колебаниях: я и обратился к тебе за советом, чтобы не находиться больше в сомнении».

Читайте также: Как закалялась дисциплина в армии Древнего Рима

К сожалению, ответ Суры на это письмо не сохранился.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Булат Мамлиев