В Люфтваффе критерием «эксперт» - «не эксперт» (у немцев лучших пилотов называли не асами, а «экспертами») считалось награждение летчика высшей боевой наградой - Рыцарским крестом Железного креста. В дневной истребительной авиации Германии Рыцарским крестом в начале войны награждали летчиков, сбивших в боях 20 самолетов; но в ходе войны из-за лавины побед, одержанных немецкими истребителями, германское руководство постоянно повышало критерии награждения этим орденом, и в 1943 Рыцарский крест выдавался уже только за 100 сбитых самолетов! Лучшие же «эксперты», получившие высшие степени Рыцарского креста (Дубовые листья, Мечи и Бриллианты к кресту), имели счета уже в 200 и даже 300 побед! Такие астрономические цифры после войны, когда бывшим противникам стало известно о победных счетах немецких летчиков, вызвали настоящий шок. В попытках как-то объяснить этот невероятный феномен (напомню, что самые лучшие асы антигитлеровской коалиции одержали за войну по 40 – 60 побед) исследователи стали сочинять приемлемые для уязвленной гордости «подтасовки», которыми якобы пользовались немецкие «эксперты». Одной из популярнейших стала «байка» о том, что немецкие командиры записывали себе общие счета всех подчиненных им летчиков. Она не выдерживает никакой критики. Не говоря уже о том, что подобная система подорвала бы стимуляцию рядовых пилотов к уничтожению вражеских самолетов, это «мнение» никак не объясняет десятки и сотни побед на счетах многих «нижних чинов» - унтер-офицеров и фельдфебелей. Другим популярнейшим «объяснением» значительного числа побед «экспертов» стало утверждение, что немцы «записывали победы по числу моторов». Как пример: якобы 100-победные асы на самом деле одержали только по 25 побед, но над 4-моторными самолетами. В данном случае мы имеем дело с недопониманием по принципу «слышал звон, да не знаю, где он». У немцев действительно в ходе войны появилась так называемая «балльная система», подсчитывавшая количество моторов сбитых самолетов. Но она применялась не для учета побед, а в наградной системе. Летчики, сбивавшие опасные для промышленных объектов Германии дальние многомоторные бомбардировщики, благодаря этой системе быстрее получали Рыцарские кресты, чем пилоты, боровшиеся только с истребителями. Однако при этом их победный рейтинг считался по реальному числу уничтоженных самолетов, а не по количеству имевшихся на этих машинах моторов.
Если отрешиться от политического неприятия тогдашней Германии как нацистского государства, что вызывает излишне критическое восприятие успехов немцев, и бесстрастно разобраться только в фактах, то следует признать, что германская система учета побед была, пожалуй, самой жесткой и достоверной из всех, использовавшихся во 2-й мировой войне. В Люфтваффе существовало незыблемое правило: «один сбитый самолет – один победитель»; немцы не признавали групповых побед и не учитывали их. В случае группового уничтожения цели сами летчики должны были решить: кто из них нанес решающий удар; этому пилоту и засчитывалась победа. Для подтверждения своей победы летчик должен был заполнить целую кипу бумаг. В них указывались все обстоятельства схватки, дистанции открытия и прекращения огня, расход боеприпасов, куда именно был поражен вражеский самолет, обязательно определялось место, где он упал; а если была возможность «пощупать» сбитого, то указывались так же его бортовые номера и номера моторов. К этому вороху отчетов прилагались письменные подтверждения свидетелей атаки и падения врага, показания наземных наблюдателей, и обязательно - пленки фотопулеметов, на которых было зафиксировано поражение цели. Победа утверждалась командованием только, если по сбитому самолету не оставалось никаких вопросов. Такой подход стал причиной того, что при сравнении после войны немецких победных заявок с реальными потерями противников Люфтваффе, расхождение между ними оказалось наиболее минимальным – значительное число побед немецких летчиков было реальным!
Действительно, «эксперты» Люфтваффе во время 2-й мировой войны добились наиболее высоких личных результатов, сбив огромное количество самолетов. Но в этой гонке за рекордами они даже не заметили, как проиграли воздушную войну! Фактически все «высшие» асы Люфтваффе занимались «свободной охотой». Она позволяла им выбирать место и время нападения (в основном атаковывались подбитые самолеты или зазевавшиеся неопытные новички), а так же давала право уходить из фронтовой зоны в случае опасности. Именно эта тактика помогла немецким летчикам добиться астрономических счетов побед, большинство из которых (вопреки мнению скептиков) были действительно реальными, документально и материально подтвержденными. Но вот заниматься опасными и редко приносящими победы вылетами на прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков такие асы считали ниже своего достоинства. И пока лучшие «эксперты» Люфтваффе охотились за легкими жертвами, считая себя скорее спортсменами, чем солдатами, охраняемые менее искусными молодыми пилотами немецкие ударные самолеты несли потери от атак советских, английских и американских истребителей. В результате то и дело срывались бомбежки и штурмовки наступающих частей Красной Армии и западных союзников, а в результате немецкие наземные войска под мощным напором противника откатывались все ближе к границам Германии. Таков реальный итог «германского феномена побед»: пока лучшие асы Люфтваффе в почти идеальных условиях боя «нащёлкивали» многосотенные рекорды, сбивая в основном «подранков», что помогло им многократно превзойти в рейтинге всех асов стран-противников, советская пехота, прикрытая своей авиацией, дошла до Берлина и взяла столицу Третьего Рейха. Любопытно, что благодаря системе «свободной охоты» бОльшая часть самых результативных «экспертов» Люфтваффе вполне благополучно дожила до конца войны. А те немногие «супер-эксперты», что погибли, были потеряны в основном на заключительном этапе, когда из-за отчаянного положения на фронтах командование было вынуждено и им приказать атаковать бомбардировщики и штурмовики, в бой с которыми «охотники» обычно не ввязывались – ведь те «отплевывались» огнем, и вполне могли сбить атакующего. Именно это и произошло с четвертым по результативности асом Люфтваффе Отто Киттелем (267 побед), убитым стрелком штурмовика Ил-2, и пятым «сверх-асом» Вальтером Новотны (258 побед), который был подбит бортстрелком американской «Летающей крепости», и затем добит истребителями сопровождения. И список погибших при похожих обстоятельствах «супер-асов» Люфтваффе можно было бы продолжить…
Это - первая статья из будущего цикла статей о системах подсчета воздушных побед в странах, участвовавших во 2-й мировой войне.
Если Вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал; так вы не пропустите новые интересные публикации!