Найти тему
Kollaider

Мошенничество с продажей iPhone 11 на Авито. Мини-расследование

Совсем недавно на Авито я наткнулся на новый, относительно хорошо подготовленный способ мошенничества. Началось всё с того, что я нашёл объявление о продаже по хорошей цене iPhone 11:

Цена за такой объем памяти крайне привлекательная, если не сказать заниженная. Для начала проверил профиль продавца (как проверять телефоны iPhone 7 и iPhone XR писал ранее). Оказалось, это совсем новый продавец, что заставляет уже усилить бдительность:

Профиль Татьяны на Авито
Профиль Татьяны на Авито

Тем не менее мне стало интересно, и я написал продавцу:

Переписка с продавцом iPhone 11 на Авито
Переписка с продавцом iPhone 11 на Авито

Сразу оказывается, что продавец уже не в городе, а до лета улетел за границу по работе. Рассказывается история о другом покупателе, которому уже выслан товар, ещё до лета из страны, но который не внёс за него "резерв" и перестал выходить на связь. Причем для доставки выбрана не доставка Авито, а некий другой сервис, где тоже якобы есть безопасная сделка, но который доставляет от двери до двери.

Сообщается о неком стороннем сервисе по доставке
Сообщается о неком стороннем сервисе по доставке

Решаю выяснить, что это за транспортная компания такая, предоставляющая столь удобный сервис:

Сообщается о некой ТК ITLogistic.online
Сообщается о некой ТК ITLogistic.online

Дальше самое интересное. Решаю узнать, что это за компания такая. Яндекс выдает их сайт и больше ни каких значимых упоминаний:

Выдача Яндекса при поиске ТК ITLogistic.online
Выдача Яндекса при поиске ТК ITLogistic.online

Странно, но решаю сам сайт посмотреть:

Главная страница ITLogistic.online
Главная страница ITLogistic.online

Первое, что меня смущает, это подпись в подвале сайта:

Ссылка на студию Артемия Лебедева
Ссылка на студию Артемия Лебедева

Т.е. сайт им якобы сделала одна из ведущих в России студий, соответственно с немаленьким ценником. И это при явно шаблоном дизайне и при том что если посмотреть исходный код страницы, то видно, что он сделан на бесплатной CMS Joomla:

Исходный код сайта ITLogistic.online
Исходный код сайта ITLogistic.online

Мало того, на сайте указан номер телефона, при звонке на который робот сообщает, что звонок очень важен, просит оставаться на линии и тут же бросает трубку. Также на сайте написано ОГРН, но другой компании -"Моя логистика".

Становится ясно, что это какой-то сделанный на коленке не добросовестный сайт и здесь имеет место какой-то обман со стороны продавца. Тем не менее из интереса продолжаю общение с продавцом, постепенно сообщая о странностях сайта (листайте все картинки ниже):

Что интересно, продавец даёт не просто ссылку на главную страницу сайта, ссылку не посредственно на трек его отправления, где всё совпадает с его историей: и имя отправителя, и содержание посылки и стоимость содержимого, даже указано, что отправитель заплатил сеть больше 2000₽ за доставку. И главное - внизу трека есть форма для оплаты "резерва" с помощью реквизитов карты на сумму 45000₽.

Тогда решаю узнать, как же продавец связывался с кампанией, если я ей никак не могу дозвониться:

Узнаю, как продавец смог дозвониться в ТК
Узнаю, как продавец смог дозвониться в ТК

Продавец выкручивается, что общался через чат. При этом я продолжаю пытаться дозвониться по номеру с сайта. И - о, чудо! Мне отвечает некий молодой человек. Он предоставляется менеджером ITLogistic, просит сообщить номер трека. Я даю номер, который мне был сообщен в чате на Авито. По нему находится информация о ФИО отправителя и получателя. При чём менеджер сразу оказывается в курсе всей ситуации, о том, что отправитель уехал за границу, а получатель не выходит на связь (хотя я ещё ни слова об этом не сказал). Решил поинтересоваться, сколько же у них в день отправлений (раз они в курсе мельчайших деталей по одному конкретному случаю) - ответ был около 500. Невероятная компетентность по отдельному заказу при таких объемах! Тогда стал интересоваться на счёт всех обнаруженных мной на сайте странностях. Сказали, что ссылку на Лебедева уберут, это ошибка и делала сайт другая студия (ага, другая студия никогда бы свою не записала на конкурентов), а сейчас проходят технические работы. ОГРН якобы не ошибочный, а на самом деле у них был ребрендинг (позже позвонил в "Моя логистика", там ни о каком ребрендинга не слышали). Узнаю, почему у них в партнёрах указан Amazon, но у сайта нет англоязычной версии - говорит, что эта версия, а ещё и немецкая находятся в работе и будет доступны с 15 января. Удовлетворённый ответами я прощаюсь и кладу трубку.

Ребята прямо заморочились! Сделали сайт, реальный телефон, продумали целую историю. С такой продуманной схемой я ещё не сталкивался. И решил продолжить общение с продавцом.

Причём решил не отставать от них, и придумал свою историю о девушке из другого города, чтобы не сообщать им свои данные. Также попросил скидку, на которую продавец недолго думая согласился.

Действительно, как только сообщил данные получателя продавцу - они поменялись и на сайте.

Я не поленился и завел виртуальную карту Qiwi положив на её счёт 1₽, чтобы узнать, что будет дальше. Ввел данные этой карты на сайт и нажал оплатить. Не переходя ни на какой сервис оплаты тут же на сайте появилось сообщение с просьбой ввести смс. Я написал об этом продавцу, после чего он стал торопиться завершить разговор и больше не отвечал на вопросы.

На следующий день ответа также не последовало. Причем ранее снятое объявления опять стало активным, цена на сайте якобы транспортной кампании опять сменилась на 45000₽ вместо 40000₽:

Форма для оплаты "резерва" на липовом сайте транспортной компании
Форма для оплаты "резерва" на липовом сайте транспортной компании

Я опять не поленился и позвонил по номеру с сайта. Сначала никто не ответил после долгих гудков, но потом всё же перезвонили. Опять спросили номер трека и по накатанной назвали старого получателя (хотя данные в треке уже изменились). На мой удивлённый вопрос менеджер попросил опять назвать номер трека, сослался на ошибку и назвал уже нового, придуманного мной получателя. Я пытался узнать, почему мне не удалось произвести оплату, и, после недолгого выяснения подробностей, менеджер сообщил, что "их эквайер Пеер.ком не принимает виртуальные карты". Я сказал, что поищу обычную, и попросил их связаться с продавцом, чтобы опять вернуть цену 40000₽. Он сказал, что свяжется и перезвонит, но больше не звонил.

Скорее всего, если бы я воспользовался именной картой, то мои деньги украли бы. Поэтому будьте бдительны, не ведитесь на обман, читайте мои советы по выявлению мошенников, и много раз всё проверяйте, прежде чем ввести данные вашей карты для оплаты.

А вы когда-нибудь сталкивались со столь проработанной схемой обмана?