Найти в Дзене
Интересная техника
Подписаться

Санкции не достигли цели. У России есть, чем достроить "Северный поток-2"

Трубоукладчик компании Nord Stream 2 AG
Трубоукладчик компании Nord Stream 2 AG

Напомним, что трубу СП-2 тянут по дну Балтийского моря к европейскому побережью с сентября 2018 года и за это время успели проложить более 1000 км газопровода. Однако когда до берега осталось каких-то 160 км, американцы запретили швейцарской компании Nord Stream 2 AG проводить дальнейшие работы. Укладка остановилась в территориальных водах Дании.

Действиями США недовольны все - и Швейцария, компанию которой теперь наверняка завалят судебными исками, и Германия, которая теперь уже точно не получит к сроку новую газовую трубу и в дела которой так грубо вмешались американцы, и, естественно, Россия. Однако расчёт американской администрации на полную остановку или длительную заморозку проекта явно не оправдался.

Дело в том, что у России есть сразу два судна-трубоукладчика, способные завершить работы по СП-2 на его морском участке. Одно из них - "Фортуна", которая уже занималась укладкой труб "Потока" в российских территориальных водах. Находится она рядом - в немецком порту Мукран. Правда, "Фортуна" представляет собой баржу с очень невысокой скоростью укладки - всего порядка 1.5 км в сутки, более того, не имеющую собственного хода.

Баржа-трубоукладчик "Фортуна"
Баржа-трубоукладчик "Фортуна"

Но не это главное. "Фортуна" не имеет и собственной системы динамического позиционирования - аналога автопилота в авиации. А по Датским законам суда, не оснащенные этой системой, не могут работать в территориальных водах страны. Надо сказать, что это в общем не прихоть Дании и не желание "насолить" Газпрому. Просто в 1945 году рядом с Данией, в основном у острова Борнхольм, был затоплен огромный арсенал немецкого химоружия.

Естественно, бочки с химикатами могло разнести по акватории подводными течениями на большие расстояния, поэтому наличие динамического позиционирования, при помощи которого судно будет прокладывать трубу точно по заранее проработанному безопасному маршруту, здесь явно не лишнее.

Но вот другой российский трубоукладчик "Академик Черский" такой системой оборудован. Это полноценный и довольно новый корабль, который был заложен в 2011 году в Сингапуре. Газпром приобрел его в 2016 году как раз на случай санкционных проблем, которые, как известно, настали. Но и здесь есть проблема - "Академик Черский" в настоящее время находится на Дальнем Востоке в Находке.

Трубоукладчик "Академик Черский"
Трубоукладчик "Академик Черский"

Путь до Балтики оттуда займёт не меньше двух месяцев. Укладка оставшихся 160 км трубопровода займёт также 2-3 месяца, и в итоге мы имеем общую задержку порядка полугода. Хорошего, понятно, в этом ничего нет, но и критичного тоже. А американцы своими крайне агрессивными решениями лишь настраивают против себя Европу, что в дальнейшем может вылиться в уменьшение поставок СПГ из США на европейский континент. Можно полагать, что эффект от санкций американцы в полной мере смогут ощутить и на собственной шкуре.