Найти тему
1520. Все о путешествиях

«Не представляют исторической ценности». В метро Петербурга уничтожили светильники 50-х годов

В Петербургском метрополитене на станции метро «Площадь Ленина» красивые исторические светильники заменили новыми безликими лампами. Это оправдали нормами пожарной безопасности и намекнули, что никому ничего не должны.

Фото: Вконтакте / ВООПИиК Санкт-Петербургское городское отделение
Фото: Вконтакте / ВООПИиК Санкт-Петербургское городское отделение

На фотографии выше вы видите светильники, установленные на станции метро «Площадь Ленина» Петербургского метрополитена.

Эти светильники здесь висят с 1958 года. Тогда в Ленинградском метро еще работали дизайнеры и архитекторы с чувством вкуса, и они решили, что светильники на станции должны перекликаться со светильниками на эскалаторе. Поэтому торшеры на одной из самых глубоких станций метро Ленинграда выполнили в том же стиле.

В ноябре пользователи соцсетей из Петербурга стали бить тревогу. Старые и привычные исторические светильники на «Площади Ленина» стали заменять типовыми безвкусными лампами.

Фото: Вконтакте / ВООПИиК Санкт-Петербургское городское отделение
Фото: Вконтакте / ВООПИиК Санкт-Петербургское городское отделение

«Кому-то, наверное, очень надо было заработать на подряде»

Ситуация осталась бы незамеченной, если бы к ней не привлек внимание блогер-урбанист Илья Варламов.

«В принципе, дизайн не отвратительный, и этот светильник нормально смотрелся бы на какой-нибудь новой станции. Но устанавливать его на эскалаторе исторической станции метро среди светильников принципиально иного дизайна – это примерно как заказать торшеры из "Икеи" для Нотр-Дам-де-Пари.

Если уж старым светильникам срочно потребовалась замена (в чем я сильно сомневаюсь), что мешало взять небольшую паузу и выточить точно такие же? А еще вероятнее, что хватило бы косметической реставрации старых факелов. Но кому-то, наверное, очень надо было заработать на подряде», – написал Варламов.

«Варвары»

В группе Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры «Вконтакте» тоже все возмущены.

Станции «Площадь Ленина» (как и «Чернышевской») Петербургского метро не повезло быть построенной не в первую очередь. Из-за этого она не является памятником архитектуры (в отличие от участка от «Площади Восстания» до «Автово»).

«Историк Петербургского метро Дмитрий Графов считает, что станции "Площадь Ленина" и "Чернышевская" представляют архитектурную и историческую ценность как пример переходного периода в отечественных архитектуре. Однако памятниками, в отличие от восьми станций первой очереди, они не являются.
В угоду практичности и упрощения эксплуатации на многих станциях уже был демонтирован ряд уникальных светильников (люстр, бра). На "Площади Ленина" светильники в виде факелов на баллюстраде объединены общим стилистическим решением со светильниками в наземном вестибюле и в аванзале перед эскалаторами. Замена их на типовые разрушит архитектурную идею станции», – говорится в сообщении ВООПИиК.

«Не представляют исторической ценности»

Петербургское метро было вынуждено оправдываться за принятые решения, правда, получилось нелепо. В подземке сослались на нормы пожарной безопасности и на то, что сохранять светильники не должны.

Фото: Пресс-служба метрополитена СПб
Фото: Пресс-служба метрополитена СПб
«Деревянные торшеры, которые разрабатывались еще до открытия "Площади Ленина" в 1958 году, устарели не только морально, но и физически. Для повышения освещенности наклонного хода их заменяют современные со светодиодными филаментными лампами.
В торшерах старого образца эти лампы очень быстро перегорали из-за слабого теплоотвода. Более того, возникали очень серьезные пожарные риски. Специалисты метрополитена смогли разработать и внедрить улучшенные торшеры ТС-1, конструкция которых, из-за четко продуманной системы теплоотвода, исключает риск возгорания и значительно продлевает срок службы светодиодных ламп. Всего на станции предстоит заменить 58 светильников», – говорится в блоге Петербургского метрополитена.

Впрочем, в метро обещают не останавливаться на достигнутым и заменить еще и красные деревянные балюстрады на нержавейку.

В будущем году в наклонном ходе вестибюля 1 станции «Площадь Ленина» планируются работы по капитальному ремонту эскалаторов с заменой балюстрад на новые, с панелями из нержавеющего металла. После этого балюстрады и торшеры будут оформлены в едином цветовом стиле.

То есть вместо того, что было...

-5

...станет примерно так (фото с другой станции, но тут те же светильники, что будут на «Площади Ленина» и та же нержавейка).

-6

В конце своего сообщения метро напомнило, что никому ничем обязано и вообще скоро избавится от старых торшеров:

Старые светильники, отработавшие на станции около 60 лет, пока хранятся в подсобных помещениях. «Площадь Ленина» не является станцией-памятником, поэтому светильники не представляют исторической ценности.