Интересно, что большинство жителей нашей необъятной плохо знакомы с историей российского вина. А ведь наш эликсир богов давно покоряет европейцев - знатоков и ценителей вина.
Но начнём с истоков. Вино - напиток богов, утешитель в тяготах и друг в радостях считается самым древним алкогольным напитком. Старейшие следы виноделия обнаружены на территориях Грузии, Турции и Армении и датируются приблизительно 6000 годом до н. э.
Развитие виноделия на территории современной России началось в античные времена, когда греки начали колонизировать Таманский полуостров, нынешнюю Керчь и Севастополь. Но сильный ураган уничтожил владения греческих полисов. Далее бразды правления в виноделии в свои руки берут адыги в IV–VI веках от Анапы до Сочи. Но перейдя в ислам они потеряли всякий интерес к вину. Спустя пару веков пальму первенства подхватывают жители другого государства, которое называлось Хазария. Но эти территории попали под власть Османской империи, и тут в России наступает затишье с виноделием вплоть до Петра I. Император, взяв Азов приказал казакам, охраняющим территории на юге страны, выращивать виноград и делать из него вино. Пожалуй, с этого момента и началось плавное, но верное развитие российского виноделия.
Но самый большой рывок произошёл при Льве Сергеевиче Голицине. Про экстравагантного князя ходило множество анекдотов. Потомок древнейшего дворянского рода, с безупречным образованием и разносторонним миоровоззрением, он прослыл «диким барином» — такое прозвище он получил с лёгкой руки извозчиков — и «сумасшедшим львом» — так называли его татары в крымском «Новом Свете». Мог надерзить императору, поддерживал с жаром политические споры, был частым гостем страниц бульварной хроники, но при этом закончил обучение в Сорбонне и в Московском университете на факультете государственного и римского права, занимался наукой, был почётным мировым судьёй и членом-корреспондентом Императорского археологического общества.
Так отец и основоположник российского виноделия в 1900 году на Всемирной выставке вин во Франции получил Гран-при утерев всем нос и доказав, что наше вино ничем не хуже европейского. При этом случился курьезный случай огорчительный для французов. По традиции, членов жюри на выставке угощали винами участников конкурса. Председатель граф Шандон находясь в приподнятом настроении и с полной уверенностью, что французское вино получит Гран-при предложил выпить присутствующим за французских виноделов, которые сделали такой чудесный и непревзойдённый напиток. Но в момент, когда самодовольный граф поднёс бокал к губам, князь Голицын, находившийся неподалёку, громко сказал: "Я весьма благодарен вам, граф, за рекламу, сделанную во Франции моему шампанскому, которое вы сейчас пьете". Представляю лицо французского графа, который при этих словах русского князя поперхнулся.