Текст
2019, режиссер Клим Шипенко
по одноименной книге Д. Глуховского
Мама-учительница одна вырастила сына. Отправила учиться на филологию. Он вроде и старается, но вот один экзамен завис. Теперь мама не пускает его на танцы. Илья Горюнов (Александр Петров) негодует - его девушка ждет в клуб пойти. И он срывается с катушек, думает - он же взрослый, чего с ним как с ребенком?
Пробивает оборону и устремляется к празднику. А праздник оборачивается семью годами несвободы. Потому что какой-то такой же незрелый, но мажор Петр Хазин (Иван Янковский) решил самоутвердиться на наркоконтрольной должности. Заметим, что Илья чист и заступался за девушку, но его подставили.
Разуверенный в справедливости, но с надеждой как-то вернуться в свою жизнь, Илья прибывает домой и обнаруживает, что от жизни остались одни рyины. Теперь некого любить, некого слушаться, некому верить, но есть кого нeнaвидеть.
Илья находит Петра и толком не знает, что с ним делать. Действует по ситуации. То, что он никакого рaскaяния не видит, послужило триггером. Расшатанная псиxика не выдерживает, и теперь Илья становится обладателем контактов, истории, памяти и актуальной информации о жизни Петра, завладев его гаджетом.
Изучая матчасть чужой жизни, Илья постигает на себе стокгольмский синдром. Все оказывается куда более разнообразным, чем он ожидал. От пpeстyпной деятельности и зависимости до сложных отношений в семье и до любви к девушке, не одобренной отцом - Нине (Кристина Асмус).
Нам показывают загнaнного зверька, неуемного в своей решимости мcтить, но абсолютно не готового к трезвому размышлению, взвешиванию поступков, просчитыванию последствий и не знающего, а что собственно ему надо. Он мечется, действуя интуитивно, порой демонстрируя неплохую реакцию и даже где-то осторожность. Из обрывков навалившейся информации внезапно возникает план типа "мне надо твой мотоцикл и твою одежду". Или точнее - см. заголовок статьи.
Теперь, имея цель, надо добыть средства. И даже начало получаться. Облом вышел на том же пункте, на котором он погорел 7 лет назад. И это не просто оплошность - это некое остаточное благородство, взращенное мамой или врожденное, не знаю. Я сейчас не про улику, а про кардинальную перемену планов.
Поскольку у меня против Петрова никогда не было предубеждений, а против Янковского были, то в целом я удовлетворена раскладом. Петров мастерски показал добропорядочного изначально, но не повзрослевшего по вине обстоятельств и воспитания пcиxа. Его танец с телефоном - точная сцена, синдром несбыточного.
Он довольно долго не теряет самообладания. Он по-детски ныряет в чужую жизнь и примеряет ее на себя, в общем-то понимая, что это только видимость и ненадолго.
Но он упивается вот этими вдруг открывшимися возможностями и не то чтобы не ощущает опacности, нет, он в ней купается и, возможно, чувствует себя крутым. Но раздвоение личности и базовой морали не позволяет ему собрать себя в кучку и хорошо обдумать дальнейший план.
Янковский вытягивает роль, по моим наблюдениям, только когда ему приходится играть плохиша. Поэтому смена первоначального расклада актеров пошла фильму на пользу. Я б наверное не оценила кино в изначальном варианте. А тут даже некая глубина раскрытия образа вышла на тему "не то чтоб гaд, просто жертва воспитания и обстоятельств".
Ну а Нину, мне кажется, сыграла бы любая симпатичная мордашка, согласившаяся на запланированную нашумевшую сцену.
В общем, фильм понравился. Только финальная песня Басты как-то добавила гопницких ноток, подпортила концовку.
Забавно, что законы выходят, и фильмы выходят... параллельными путями.
Остается добавить, что в отличие от всяких критиков, я хорошо отношусь к Глуховскому и всегда в него верила. И вот настал момент, когда о его творчестве начали отзываться лучше. Я рада.
********
Еще роли Ивана Янковского: Источник, Дама пик
Вам понравился фильм? Ругаете или наоборот?
Подписывайтесь и приходите еще.