Найти тему

Дыры в сознании

Оглавление

Это короткое эссе, набросок о понимании и о том, в какие дыры оно утекает. И почему для того, чтобы лучше жить, нужно иметь развитую “мышцу понимания”.

Это размышление без “практических рекомендаций”. Хотя я по-прежнему верю, что:

“Нет ничего практичнее хорошей теории” (приписывается Р. Кирхгофу)
Дыры в том, чего нет ...(мой коллаж на основе изображения с pixabay.com)
Дыры в том, чего нет ...(мой коллаж на основе изображения с pixabay.com)

Откуда взялась идея о “Дырах”?

Она возникла при чтении комментария о трудовой биографии одной молодой, но уже успешной девушки, предположительно, дочери высокопоставленного руководителя.)

Я не буду прямо называть имя потому, что я не настолько смел. Или потому, что канал не про политику, а про образование.

Хотя мне кажется, что образование все больше становится “производительной силой”, инструментом политики.

Из истории вопроса

Вот занимательный исторический факт.

Во времена моего детства работа учителя считалась “не производительной” и относилась к “Группе Б”. Но уже во времена моей юности ее вдруг стали считать производительной. То есть непосредственно создающей нечто полезное для общества.

Я могу что-то напутать с терминами, но суть я указал верно.

О чем был тот комментарий?

Автор очень вежливо (едва не с восхищением) комментировал достижения молодой и успешной девушки.

“Какая же умница! Какая трудолюбивая! Все - сама!”.

Я читаю тексты по-другому, нежели большинство выпускников современной школы. Суть сама лезет из строк прямо в голову. И заставляет думать. Иногда это сильно раздражает, заставляя вытолкнуть прочитанное обратно. Чтобы не мешало думать о другом.)

Я делаю это способом, обратным чтению: письменной речью.

… Читая комментарий, я задался вопросом (а вы задайте его себе прямо сейчас):

“Что, если некто “заинтересованный” захочет придраться к комментарию, получить “сатисфакцию”? Что ему предъявить?

"Нет! Девушка не умница! Не работящая! Не все сама!”)

Язык - очень сложное явление

В языке рулит контекст, а не детали.

А контекст нельзя взять в руки, пощупать, показать на него пальцем. Предъявить.) Его можно только понять. Но понимание - не “вещь”. Хотя, как утверждает Аффтар, существует некая “мышца понимания”.)

Понимание невозможно приобрести, даже используя административный ресурс. Оно не продается ни за какие деньги. Даже заплатив “репетитору со стажем” его не купишь.)

“Дыры в сознании”

Этот образ возник благодаря тому комментатору. Спасибо тебе, добрый и умный человек! Сейчас я пытаюсь передать этот образ вам - с помощью слов.

Очень трудная задача.

Понимание и пробелы - разве синонимы?

Пробелы разделяют слова. А есть еще “знаки препинания”... Благодаря этим “дыркам” и проявляется смысл текста.

Но и между отдельными мыслями тоже есть дырки.

Если они не заполняются пониманием, связывающим мысли в целое, то возникает непонимание.

И тогда не более 2-20% детей могут выразить “основную мысль текста, уловить причинно-следственные связи”.

И эти же дети, повзрослев, не улавливают смысл простых статей.)

А также смысл современного образования и его целей. Потому, что не умеют отличать слова от того, что эти слова обозначают. Того, что находится между ними.

“Основная мысль текста”

Тот комментарий - просто метафора.

Его автор - действительно умный человек, умеющий уловить смысл и способный выразить “главную мысль текста”, искусно соединив иронию и правду. Так, чтобы граница между ними размылась до совершенно “пустого множества”. До понимания сути.

Но бывают и другие “комментаторы”.

Развивающее обучение, которое подавляет

Вот, например. “Теория развивающего обучения” Эльконина - Давыдова.

Заголовок теории достоин того, чтобы войти в анналы наиболее “кликабельных” заголовков Дзена.

Он четко разделяет “подавляющие, отрицающие развитие, толкающие вниз,” педагогические теории от теории “развивающего обучения”.

То, что после внедрения развивающей теории образование деградировало, “съехало” по наклонной - чистое совпадение. Известно ведь, что “множество других факторов влияет на результаты обучения”.

А “развивающая теория” - замечательная, потому, что развивает.

И есть множество практических подтверждений ее эффективности. Результаты некоторых учеников, получивших пятерки и победивших в олимпиадах.

А критиков мы спросим строго: вы что же - против развития детей через "развивающее обучение"? Вы что - за деградацию?

Ну как? Похоже на воображаемые попытки дискредитировать того комментатора?

Хотите иметь пенсию в 2 раза больше?

Нужно просто выйти на пенсию на 10 лет позже. И все!

Вот так просто.

Мой коллаж на основе изображения с Pixabay.com
Мой коллаж на основе изображения с Pixabay.com

Какую дырку в голове нужно иметь, чтобы придумать такое? И, главное, догадаться вынести на публичное обсуждение в этот, мягко говоря, напряженный социальный момент времени?

Ну пообещали бы “в 10 раз!”, - тогда я еще бы понял. И восклицательный знак поставили бы - это оказывает воздействие.)

По крайне мере “в 10 раз!” действительно впечатляет.

Особенно тех, у кого в голове много дырок.

Не думаю, что хотя бы треть прочитавших, уловила суть предложения Пенсионного фонда. А она проста:

“Откажитесь от пенсии вообще”.

Поэтому я и говорю: лучше “в 10 раз!”. Тогда больше напоминало бы лотерею “Миллиард”.

Вы понимаете, что большинство, изучавшее “математику” в школе, просто умножат свою будущую пенсию на 2 и возрадуются?

И лишь некоторые осознают: только для того, чтобы вернуть свое, нужно будет прожить еще минимум 10 лет!

Просто чтобы вернуть!

Специальное предложение для игроков в русскую рулетку

Итак, считаем:

65 + 10 + 10 = 85.

Если знаете основы, то считайте вероятность дожития до 85 лет. То есть вероятность “вернуть свое”. А ведь приняв “риск недоживания”, хотелось еще и прибыль получить? Иначе зачем так рисковать?

Получается, что это

“специальное предложение для долгожителей - любителей ставок с повышенным риском”?

(О вероятности выиграть в такой игре читайте одну из первых моих статей на этом канале).

Дырявые головы

В “Дырки в сознании” утекает понимание, необходимое для обычной, нормальной жизни. Чтобы эти дырки залатать, крайне необходимо изучать математику в школе. А русский язык - необходимо изучать еще крайнее.)

Но изучать совершенно другими методами. Противоположными тем, которые сегодня культивирует массовая школа. Через понимание.

Согласны? Лайк. Не согласны? Подписка.