Это короткое эссе, набросок о понимании и о том, в какие дыры оно утекает. И почему для того, чтобы лучше жить, нужно иметь развитую “мышцу понимания”.
Это размышление без “практических рекомендаций”. Хотя я по-прежнему верю, что:
“Нет ничего практичнее хорошей теории” (приписывается Р. Кирхгофу)
Откуда взялась идея о “Дырах”?
Она возникла при чтении комментария о трудовой биографии одной молодой, но уже успешной девушки, предположительно, дочери высокопоставленного руководителя.)
Я не буду прямо называть имя потому, что я не настолько смел. Или потому, что канал не про политику, а про образование.
Хотя мне кажется, что образование все больше становится “производительной силой”, инструментом политики.
Из истории вопроса
Вот занимательный исторический факт.
Во времена моего детства работа учителя считалась “не производительной” и относилась к “Группе Б”. Но уже во времена моей юности ее вдруг стали считать производительной. То есть непосредственно создающей нечто полезное для общества.
Я могу что-то напутать с терминами, но суть я указал верно.
О чем был тот комментарий?
Автор очень вежливо (едва не с восхищением) комментировал достижения молодой и успешной девушки.
“Какая же умница! Какая трудолюбивая! Все - сама!”.
Я читаю тексты по-другому, нежели большинство выпускников современной школы. Суть сама лезет из строк прямо в голову. И заставляет думать. Иногда это сильно раздражает, заставляя вытолкнуть прочитанное обратно. Чтобы не мешало думать о другом.)
Я делаю это способом, обратным чтению: письменной речью.
… Читая комментарий, я задался вопросом (а вы задайте его себе прямо сейчас):
“Что, если некто “заинтересованный” захочет придраться к комментарию, получить “сатисфакцию”? Что ему предъявить?
"Нет! Девушка не умница! Не работящая! Не все сама!”)
Язык - очень сложное явление
В языке рулит контекст, а не детали.
А контекст нельзя взять в руки, пощупать, показать на него пальцем. Предъявить.) Его можно только понять. Но понимание - не “вещь”. Хотя, как утверждает Аффтар, существует некая “мышца понимания”.)
Понимание невозможно приобрести, даже используя административный ресурс. Оно не продается ни за какие деньги. Даже заплатив “репетитору со стажем” его не купишь.)
“Дыры в сознании”
Этот образ возник благодаря тому комментатору. Спасибо тебе, добрый и умный человек! Сейчас я пытаюсь передать этот образ вам - с помощью слов.
Очень трудная задача.
Понимание и пробелы - разве синонимы?
Пробелы разделяют слова. А есть еще “знаки препинания”... Благодаря этим “дыркам” и проявляется смысл текста.
Но и между отдельными мыслями тоже есть дырки.
Если они не заполняются пониманием, связывающим мысли в целое, то возникает непонимание.
И тогда не более 2-20% детей могут выразить “основную мысль текста, уловить причинно-следственные связи”.
И эти же дети, повзрослев, не улавливают смысл простых статей.)
А также смысл современного образования и его целей. Потому, что не умеют отличать слова от того, что эти слова обозначают. Того, что находится между ними.
“Основная мысль текста”
Тот комментарий - просто метафора.
Его автор - действительно умный человек, умеющий уловить смысл и способный выразить “главную мысль текста”, искусно соединив иронию и правду. Так, чтобы граница между ними размылась до совершенно “пустого множества”. До понимания сути.
Но бывают и другие “комментаторы”.
Развивающее обучение, которое подавляет
Вот, например. “Теория развивающего обучения” Эльконина - Давыдова.
Заголовок теории достоин того, чтобы войти в анналы наиболее “кликабельных” заголовков Дзена.
Он четко разделяет “подавляющие, отрицающие развитие, толкающие вниз,” педагогические теории от теории “развивающего обучения”.
То, что после внедрения развивающей теории образование деградировало, “съехало” по наклонной - чистое совпадение. Известно ведь, что “множество других факторов влияет на результаты обучения”.
А “развивающая теория” - замечательная, потому, что развивает.
И есть множество практических подтверждений ее эффективности. Результаты некоторых учеников, получивших пятерки и победивших в олимпиадах.
А критиков мы спросим строго: вы что же - против развития детей через "развивающее обучение"? Вы что - за деградацию?
Ну как? Похоже на воображаемые попытки дискредитировать того комментатора?
Хотите иметь пенсию в 2 раза больше?
Нужно просто выйти на пенсию на 10 лет позже. И все!
Вот так просто.
Какую дырку в голове нужно иметь, чтобы придумать такое? И, главное, догадаться вынести на публичное обсуждение в этот, мягко говоря, напряженный социальный момент времени?
Ну пообещали бы “в 10 раз!”, - тогда я еще бы понял. И восклицательный знак поставили бы - это оказывает воздействие.)
По крайне мере “в 10 раз!” действительно впечатляет.
Особенно тех, у кого в голове много дырок.
Не думаю, что хотя бы треть прочитавших, уловила суть предложения Пенсионного фонда. А она проста:
“Откажитесь от пенсии вообще”.
Поэтому я и говорю: лучше “в 10 раз!”. Тогда больше напоминало бы лотерею “Миллиард”.
Вы понимаете, что большинство, изучавшее “математику” в школе, просто умножат свою будущую пенсию на 2 и возрадуются?
И лишь некоторые осознают: только для того, чтобы вернуть свое, нужно будет прожить еще минимум 10 лет!
Просто чтобы вернуть!
Специальное предложение для игроков в русскую рулетку
Итак, считаем:
65 + 10 + 10 = 85.
Если знаете основы, то считайте вероятность дожития до 85 лет. То есть вероятность “вернуть свое”. А ведь приняв “риск недоживания”, хотелось еще и прибыль получить? Иначе зачем так рисковать?
Получается, что это
“специальное предложение для долгожителей - любителей ставок с повышенным риском”?
(О вероятности выиграть в такой игре читайте одну из первых моих статей на этом канале).
Дырявые головы
В “Дырки в сознании” утекает понимание, необходимое для обычной, нормальной жизни. Чтобы эти дырки залатать, крайне необходимо изучать математику в школе. А русский язык - необходимо изучать еще крайнее.)
Но изучать совершенно другими методами. Противоположными тем, которые сегодня культивирует массовая школа. Через понимание.
Согласны? Лайк. Не согласны? Подписка.