Сейчас «Яндекс» знает о человеке больше, чем родная мама, жена, начальник и психолог. У него столько сервисов, что если собрать все данные, которые человек заносит в сеть, проанализировать его поведение и интересы, то получится неплохой портрет. Такому добру не стоит пропадать, поэтому «Яндекс» объединился с двумя крупными бюро кредитных историй, чтобы помогать банкам оценивать кредитоспособность заёмщиков.
Как происходит оценка
О запуске нового проекта сообщает РБК, ссылаясь на два источника на рынке. Совместный проект «Яндекса» и Объединённого кредитного бюро называется «Интернет-скоринг бюро». В нём соединяются данные двух этих организаций. ОКБ использует сведения о кредитной истории потенциального заёмщика и долговой нагрузке, а «Яндекс» — скоринг, то есть оценивает человека по различным параметрам из своих данных. Анализу подвергаются около тысячи показателей. Данные поисковой системы и бюро кредитных историй сливаются в один балл и отправляются в банк, который уже может на основании этого делать вывод о платёжеспособности и надёжности клиента.
Какие конкретно данные используются для построения скоринга, не раскрывается. Однако известно, что все они обезличенные. Банк отправляет сервису номер телефона и адрес электронной почты клиента в зашифрованном виде. Затем подключаются алгоритмы, которые не выходят за предел «Яндекса». В результате, заказчик не получает никакой информации о клиенте, только число — результат скоринга. «Яндекс» тоже не знает по какому клиенту делался запрос.
в «Яндексе» подчеркнули, что результаты их анализа носят рекомендательный характер и не являются руководством к действию. Банк волен сам принимать решение по клиенту.
Есть ещё проблемы
Банкам этот сервис поможет в оценке заёмщиков и оценке рисков, связанных с невозвратом долга. По данным РБК, несколько банков тестируют сервис.
Однако юристы говорят о том, что при скоринге обезличенные данные перестают быть обезличенными, поскольку описывают поведение конкретного человека. В связи с этим для обработки данных потребуется согласие клиента.
По другому мнению, использование обезличенных данных не противоречит закону, но не избавляет от судебных исков.