Семейство ракет Atlas по праву является родоначальником американской космонавтики. Как и отечественный "Союз", Atlas пришел в космос с военной службы в 1960-х. Основой для космического носителя стала баллистическая ракета Конвэр SM-65.
Именно семейство этих носителей вывело на орбиту первого американского астронавта и именно оно до сих пор остается главной рабочей лошадкой правительства США.
И хотя предок ракеты создавался для нанесения ударов по России, последняя версия Atlas-5 теперь использует российские двигатели РД-180. О том, как американцы пришли к этому и о том, чем хороша эта ракета читайте ниже.
Современный Atlas-5 представляет из себя двухступенчатую ракету среднего или тяжелого класса, которая способна выводить на НОО до 18 тонн полезной нагрузки.
Создание носителя последнего поколения началось в Lockheed Martin с 1990-х годов в рамках программы Evolved Expendable Launch Vehicle. Главной целью, стало сокращение стоимости и локально, с этой задачей создатели ракеты справились- отправлять грузы в космос с ее стало дешевле, чем делать с помощью Space Shattle, однако по сравнению с теми же советскими ракетами, Союз и Протон, запуск американца обходился в 3-4 раза дороже.
Еще одной особенностью, носителя стало использование двигателей РД-180. При проектировании ракеты, Lockheed Martin объявило конкурс на лучший двидок для нее. Российское НПО "Энергомаш", находясь на грани выживания схватилось за заказ зубами и "располовинив" огромный РД-171, создало не менее гениальный РД-180. Поскольку конкурс был открытым, отношения между странами лучшими за всю историю, а главное новый двигатель на голову превосходил конкурентов, то сердцем американской ракеты на долгие десятилетия стал отечественный движок.
Бытует мнение, что именно американский заказ в свое время спас Энергомаш от неминуемой гибели.
Характерно, что использование российскоготдвигателя весит над ракетой дамокловым мечем который год и сделать с этим американцы ничего не могут.
За это время в США прошли все стадии: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие, но реальная замена РД-180 не ставится на американские ракеты до сих пор. Американцы купили лицензию на производство этих двигателей в США в рамках совместноготпредприятия. Планировалось, что какое-то время двигатели будут производиться в России, а затем их станут собирать за океаноми, но никто не думал, что двигатель придется покупать у русских пожизненно. Ходит байка, что тут вмешались трудности перевода и американцы приобрели право на производство агрегата, но с передачей технической документации произошла ошибочка. Ее продавать никто не захотел. Все таки это производство спасало российский завод от гибели.
Таким образом, гений академика Глушко опередил свое время на четыре десятилетия и до сих пор остается в строю.
К слову о минусах на этом закончим, ибо в целом удачность носителя определяется его надежностью, а в этом Atlas-5 абсолютный чемпион.
Из 81 одного запуска, 80 закончились полным успехом. Еще один признан частично успешными. Тогда, из-за системной ошибки ракета не сумела вывести на нужную орбиту разведывательный спутник, однако, впоследствии траекторию аппарата удалось скорректировать и свой срок он отработал на более низких высотах.
Подобная надежность ракеты феноменальна и позволяет использовать ее в пилотируемой космонавтике для доставки к МКС кораблей типа Starliner, с чем она успешно справилась 20 декабря 2019 года.
Для увеличения полезной нагрузки, к ракете стыкуются дополнительные твердотопливные ускорители, включающиеся на старте. В качестве второй ступени используется разгонный блок "Центавр". Штука старая, но ужасно надежная. В строю с 1966 года.
Увы, сколько бы ехидных "твитов" не писал робот Фёдор. Всему хорошему рано или поздно приходит конец. Так вышло и с использованием Российских двигателей.
Сегодня сразу 3 американские компании работают над созданием замены для РД-180. SpaceX завершила огневые испытания двигателя нового поколения Raptor и он побил рекорд РД-180, а Blue Origin проводят испытание для прямой замены российского движка, которая получила наименование BE-4 и он на конец 2019 года также близок к завершению полного цикла испытаний.
Ожидается, что с новым двигателем, ракета получит и новое название, а также ряд улучшений. Первый полет ракет нового семейства Vulcan назначен на 2022 год. Интересно, что по заверениям разработчиков, стоимость одного запуска новой ракеты без использования РД-180, должна оказаться даже ниже чем у ее российских аналогов.
Что же, поживем-видим.
Дорогой читатель, наступает новый 2020-й год. С каждым днем, будущее о котором мы пишем приближается все ближе. Осуществляются новые мечты. Благодаря тебе, читатель сбылась и моя маленькая мечта, сегодня этот блог стал одним из ведущих космических каналов Дзена и все это благодаря тебе.
Пусть в новом году исполняются все ваши мечты и свершения, а наступающее сегодня будущее, принесет тебе одно лишь счастье!
Что почитать: