Прошлый мой пост про памятник Ту-104 получил немало комментариев и упреков в неполном раскрытии темы. Расставим точки над i в истории с Внуковским памятником, ведь тут действительно есть, что рассказать.
1. Стоящий сейчас на постаменте самолет ни много ни мало, а третий, который носит бортовой номер СССР-Л5412.
Чем же так важен именно этот номер? Почему его с таким постоянством наносили на памятник?
Потому что именно СССР-Л5412 был бортовым номером первого серийного Ту-104 с заводским номером 5350001, построенного на заводе N135 в Харькове 30.10.1955 и поднявшегося в небо 05.11.1955. Кстати, это была еще и первая машина, построенная в Харькове, так как 2 опытных Ту были собраны на заводе N156 в Москве.
Нашему герою довелось еще, как минимум, дважды стать первым:
- первым из трех Ту (СССР-Л5400, СССР-Л5412, СССР-Л5413), на которых Никита Хрущев со товарищи посетил Лондон в апреле 1956;
- первым Ту-104, совершившим 15.09.1956 года регулярный рейс: Внуково - Омск - Иркутск. После возвращения из Лондона, 21 мая 1956 года, самолет был передан в Главное управление Гражданского воздушного флота, а именно во Внуковский авиаотряд, где началось его освоение.
Дальнейшая летная карьера СССР-Л5412, а точнее СССР-42318, в который он был переименован в 1959 году при смене системы бортовых номеров, не может похвастаться выдающецся продолжительностью: уже в 1967 году по достижении 8 000 часов налета самолет был снят с эксплуатации. Позже Ту передали в СибНИИА для усталостных испытаний на разрушение, где он и окончил свое существование.
2. Когда в 1976 году к 20-летнему юбилею реактивных пассажирских рейсов в СССР было принято решение об установке памятника Ту-104, выяснилось, что оригинальный Ту-104 не так просто и найти - их выпущено меньше десятка, включая предсерийные. На постамент оказалось суждено стать Ту-104Б СССР-42450, выпущенному в Казани (заводской номер 921102) и эксплуатировавшемуся в Новосибирске с 08.01.1960.
Несмотря на то, что Ту-104Б был длиннее Ту-104, 15.09.1976 именно Ту-104Б занял место на постаменте с почетным бортовым номером СССР-Л5412. Тут, кстати, стоит отметить, что он к этому моменту был уже не совсем Ту-104Б, а Ту-104Б-ТС - переделанным в транспортно-санитарную машину.
3. Не хочу вдаваться в грустные подробности причин, но 23.09.2004 второй памятник был порезан на металл... Впрочем, судьба преподнесла подарок в виде, как пишут в интернете "хранившегося", но, по факту, заброшенного (см.фото) на Внуковском авиаремонтном заводе с 1979 года Ту-104Б СССР-42507, заводской номер 021905, произведен в Казани 30.12.1960, летал в Одесском ОАО.
Судьба почти замкнула историю Ту-104 через памятник: СССР-42507 - предпоследний выпущенный Ту-104. Последний стоял памятником в Одессе, пока не сгорел в 1990 году.
Спасибо за внимание! Пишите комментарии и ставьте лайк!