Найти тему
Советская авиация

Самолёт с того света

Видели ли вы когда-нибудь самолёт, который был подготовлен к утилизации? Сегодня я покажу вам, что внутри у самолёта, который, фигурально выражаясь, одной стойкой шасси был уже на приёмке лома цветных металлов. К счастью, его вовремя вытащили из-под ковша экскаватора и забрали в музей. Но простых посетителей внутрь всё равно не пускают, поэтому это своего рода эксклюзив.

Этот Ил-18 HA-MOG прибыл в Венгрию в 1964 году и возил пассажиров до 1978 года, когда был переоборудован в грузовик. На фото ниже он ещё пассажирский, в 1977 году. В 1988 году один из двигателей взорвался и загорелся, так неудачно закончилась и его грузовая карьера. Налёт к тому времени составил 36558 часов.

С 1993 года Ил-18 служил учебным пособием. В 2006 году занятия внутри почти прекратились, и самолёт решили пустить на слом. Расположенный рядом с аэропортом Мемориальный парк авиации запросил передать туда «Гезу» (собственное имя борта), но целый год просьбы игнорировались. За это время самолёт начали грабить и разбирать для утилизации. К счастью, руководству фонда удалось добиться передачи самолёта. Самолёт стоял на спущенных шинах, поэтому для перекатки пришлось снять колёса с музейного экспоната - Ил-18 «Аладар».

Сегодня самолёт выглядит получше, чем многие самолёты в других музеях. В 2014 году было обновлено лакокрасочное покрытие.

Бодрая носовая стойка с новой резиной.

К борту приставлен довольно современный трап, перетянутый красной лентой.

Но, заглянув внутрь, сразу понимаешь, почему борт закрыт для посещения. Интерьер сильно повреждён влагой.

Пока сюда не добрались руки реставраторов, музей хранит тут разное имущество.

Например, эти кресла из салона «Люкс» (советский бизнес) Ту-154.

Или магнитофон «Арфа-МБ», который проигрывал музыку, по системе оповещения звучавшую на весь салон. Они были на таких самолётах, как Ту-154 и Ту-144.

А вот и магнитная лента, видимо, для кассеты «Арфы». Плёнка до сих пор новая, не распакованная. А предприятие, которое её выпустило, давно перешло на выпуск цветной упаковки и сдачи площадей в аренду.

Также тут лежат лишние боковые панели от интерьера Ту-154 и разные блоки кресел. Так как борт был переделан в грузовик, «родных» кресел и багажных полок тут не сохранилось. Пройдём в конец, где располагался небольшой отдельный салон.

В хвостовом салоне уцелел небольшой фрагмент багажной полки. Тут должны были располагаться места для сопровождающих груз.

В самом хвосте расположен туалет. Селфи в зеркале.

А куда же бросать?

Понятно, вот сюда.

Теперь обратно через весь салон пройдём в кабину.

Тут пусто и грустно, как на самолётном кладбище.

Штурвалы, конечно же, скрутили в первую очередь.

На электрощитке остались одни тумблеры.

Много надписей на мадьярском.

Хотя что-то осталось на русском.

Места радиста и штурмана выглядят почти целыми.

Думаю, в скором времени у венгров дойдут руки и до этого самолёта.

А пока тут на полу - погибшие не мухи или осы (как чаще всего в наших музейных самолётах), а пчёлы. Венгрия - страна сельскохозяйственная.

И несчастный скворец, который не смог найти выход из западни.