Хотя до школы нам еще далеко, я уже сейчас думаю, как оно там будет, и коллекционирую истории на эту тему.
Елена, учитель средних классов, мама двоих детей:
- У меня было двое детей с РАС. Один - прижился, другой - нет.
Первый был просто странный, но у него были друзья и выпустился он нормально. Был упрямым и своевольным: никто не мог его заставить что-либо сделать, что ему неинтересно. Но великолепная память: мог параграф наизусть рассказать.
Второй был очень конфликтный. Он был выше всех на голову, постоянно ссорился с одноклассниками, обижался на них, дрался. Однажды я вывела его из класса за плохое поведение - он укусил меня за руку! В восьмом классе его перевели в коррекционную школу.
Ольга Петровна, школьный бухгалтер:
- Два года назад пришла в нашу школу девочка с таким диагнозом. Девочка странная: ходит будто бы полусне. В учительской шушукаются, что раньше таким ставили диагноз "шизофрения", а теперь вот аутизм.
Но некоторые учителя проявили к ней внимание, и на их уроках она расцвела, хорошо учится.
Как видите, истории неоднозначные.
Какие варианты для детей с высокофункциональным аутизмом у нас в принципе существуют?
Такой ребенок может учиться:
- в общем классе обычной школы;
- в коррекционном классе обычной школы (таких классов в том месте, где живем, практически нет);
- в ресурсном классе обычной школы (в Подмосковье целый один, в Балашихе!);
- на надомном обучении (без вопросов, можно).
В коррекционных школах:
7-го вида для детей с задержкой психического развития (есть, добираться 30 мин.);
5-го вида для детей с задержкой речевого развития (принимают с ОНР 2-3, ближайшие - в Москве).
Также ребят с таким диагнозом принимают частные школы.
По отзывам родителей, детям с РАС+СДВГ учиться в классе на 30 человек будет сложно, обычно такому ребенку нанимают тьютора или родитель выполняет его обязанности. Даже просто гиперактивный ребенок в школе - проблема. В подавляющем большинстве школ низкая дисциплина на уроках и неоптимальная программа (много проверочных, мало объяснений).Также требуется уровень речи не ниже ОНР 4.
Я пока не знаю, какой уровень будет у нас к школе. Что есть: ОНР, где-то между 2 и 3 степенью, хорошая обучаемость, нормальный уровень развития и общительность. Но также есть проблемы с усидчивостью и поведением.
Мой ребенок очень сильно отвлекается на посторонние звуки, шумы, вещи. И, если он пойдет в обычный класс, то знаний он там не получит. Образовательная планка коррекционных школ очень низкая. На надомном будут проблемы с общением, что для него критично, т.к. есть потребность играть и разговаривать с другими детьми.
Я думаю, что для нас будет оптимальным малый класс. Самым правильный вариант, как мне кажется, школа V вида для речевиков. Детей с высокофункциональным аутизмом туда берут. В таких школах малые классы, хорошие отзывы, уровень образования и профилактика дислексии, дисграфии, дискалькулии. Ну или частная школа. Однако для этого нужно переезжать в Москву.
А вы что думаете?