Найти в Дзене

Не другие тебя бьют, а ты сам позволяешь себя бить

Иногда запросы клиента весьма условно можно назвать психологическими. Но помочь надо.

Запрос клиентки

«Мне надо проработать "семейное проклятье", которое мешает мне жить счастливо».

Гипотеза

Тема внешнего врага - удобна для клиента тем, что можно передать ответственность за своё неблагополучие на плечи других людей.

Поэтому, в работе с "жертвами со стажем", измотанными и обиженными на жизнь и на других людей, прежде всего, необходимо их переориентировать, заставить задуматься о своей собственной позиции, о её причинах и вторичных выгодах сохрания текущего положения вещей.

И изменить сою позицию. Вместо того, чтобы всю жизнь пытаться бороться с агрессорами, постоянно находясь в глухой обороне, стоит изменить себя самих себя, в том числе своё отношение к миру, к людям, к самому себе. 

Вместо этого того, чтобы подпевать мифу клиента, надо помочь человеку задуматься и понять, что он сам автор своей жизни. И что от его позиции очень многое зависит. Если он не позволит никому себе вредить, то и навредить ему никто не сможет.

Вспоминается фрагмент из книги, когда Кастанеда спрашивает Дона Хуана: «А что ты будешь делать, если тебя будет поджидать в засаде снайпер с винтовкой?» Дан Хуан ответил: «Меня там просто не будет!»

Для начала можно вспомнить модель психологической агрессии, в которой есть две фигуры: 
1) те, кто вредят (агрессоры), и 
2) те, кто позволяют другим наносить себе вред (жертвы). 
Если человек не находится в позицию жертвы (вариант: виноватого должника), у агрессора почти нет шансов навредить.

Чтобы вывести нашу клиентку в более ответственную позицию относительно своей жизни можно пойти по пути проблематизации. «Миф о проклятьи - это пена. Давай копнем глубже. Давайте на это посмотрим в расстановке, не привязываясь к мифам. Посмотрим, как оно есть на самом деле. Получив информацию из поля, сможете поработать, прежде всего, с самим собой, со своим отношениям к родителям, к самому себе и своей жизни. А другие, как увидят, что вы поменялись, так сразу же изменят к вам свое отношение. И начнется у вас другая совершенно жизнь! Приятная и успешная во всех отношениях!»

Тест 1

Мы протестировали ситуацию клиентки в расстановке, и никакой фигуры внешнего агрессора не нашли. Может быть, они и были, но для "знающего" поля расстановки оказались не значимы, и не были полем обозначены.

Тест 2

В данной конкретной работе в качестве одного из важных факторов нынешнего состояния клиентки выяснилась травмирующая ситуация в общении с родителями, которая внешне проявлялась в том числе в многословии. 

Многословие

Многословие и рационализация – это привычный защитный механизм в ситуации травмы. Когда то ребенок, чтобы уберечь себя от одиночества и боли, научился себе объяснять ситуацию и сказки разные себе рассказывать, чтобы не было так больно и страшно. И до седых волос эта привычная модель поведения может сохраняться. Она играет роль анестезии. И раздражаться на это бессмысленно. Он умничает не из вредности, а потому что это привычная его защита. Таким людям нужно много объяснять. Объяснять, обосновывать каждый шаг, каждый образ.

И сегодня нам помог с этим справиться простой приём. Я вывел из клиента фигуру «интеллект», временно отодвинул его в сторону со всеми его оборонительными наработками, чуть-чуть обнажилась суть, обнажилась душевная боль, пошли слезы, появились искренние и душевные интонации, пошла настоящая работа. И за несколько минут в этой расстановке произошло что-то весьма и весьма ценное для клиентки.

Для работы с травмой нужна очень постепенная, неторопливая психологическая работа, с поиском дополнительных ресурсов, с приучением их к ответственности за свою жизнь. Поэтому расстановка на этом пути всего лишь первый шаг. 

Общение с родителями

В ходе расстановки выяснились необычные образы. Дочь говорит родителям: «Я на вас злюсь». А родители говорят: «А пошла бы ты доченька в сад…». Это, по сути, воспроизведение оборонительной проекции клиентки.

Когда «Оборонительный интеллект» мы на время отложили в сторону, и вышло на поверхность и стало очевидно на все 100%: 1) боль родителей и их желание помочь дочери, 2) помощь эта дочерью не принимается.

Боль – это первичное чувство в контексте любой травмы. Можно заметить боль, поговорить о ней и сразу же выйти на глубину ситуации.

Дары частям личности

Если сталкиваемся с травматизацией в детстве, можно вывести из клиента травмированную детскую часть, утешить её с позиции сильного взрослого, и насытить её разнообразными ресурсами (подарками, любовью, нежностью, хорошим отношением, разрешением и т.д.).

А другую часть личности, которая с момента травмы играла роль анестезии и защиты, делая по сути святое дело, надо вывести в отдельную фигуру, поблагодарить за службу, наградить, а потом дать ей новое поручение на будущее. Сказать ей: «Спасибо! Больше не надо. Вместо того, чтобы защищать меня от неприятностей в жизни и от самой жизни, будь мне гидом, проводником, телохранителем, волшебным помощников в движении к актуальной цели, к новой счастливой, здоровой и успешной жизни».

А затем нужно интегрироваться со своими частями. Почувствовать их в себе. Почувствовать своё новое состояние.

Разрешающая фраза

Заместитель клиентки очень чутко среагировал и точно сказал: «Разрешающая фраза «Можно я буду жить своей жизнью…» мне не подходит, я сразу начинаю чувствовать себя виноватой. Мне подойдет только фраза: «Я буду жить по-другому…».

Это прекрасная подсказка клиентке и терапевту для будущих расстановок и консультаций – поработать с чувством вины и агрессией, которые в этом эпизоде четко себя обозначили.

Результат

Данная работа получилась тестовой, разведочной, зондирующей. В ходе расстановки были выявлена и частично проработана тема детской травматизации и обозначены актуальные направления будущей психологической работы. Кропотливой психологической работы!   

Желаем всем успехов на пути развития себя!

В центре "Ольвия" расстановки, тренинги, консультации каждый день!