Бельгийскую компанию Fabrique Nationale de Herstal (FN) можно по праву назвать пионером производства тяжелых мотоциклов повышенной проходимости. Еще в 1936 г. FN приступила к проектным разработкам армейской модели M12a SM с приводом на колесо коляски. Несмотря на то, что в серию машина пошла двумя годами позже, этот мотоцикл опередил известные немецкие мотовездеходы производства BMW и Zündapp.
FN M12a SM оснащался мощным 22-сильным оппозитным нижнеклапанным двигателем, объемом 992 куб. см, и четырехступенчатой коробкой передач с задним ходом. Двигатель был герметично закапотирован с расчетом на преодоление водных преград. Выпускная система из обоих цилиндров имела один глушитель.
Мотоцикл был прост в обслуживании. Герметизированные детали можно было мыть из шланга. Люк дозаправки и масляный щуп были расположены в легкодоступных местах. Все три колеса взаимозаменяемы и ступицы установлены таким образом, что когда колесо снято, тормоза и подшипники остаются на месте.
Кроме вооруженных сил Бельгии модель M12a SM поставлялась в армии Ирана, Греции и в ряд стран Южной Америки. FN удалось создать отличный военный мотоцикл. Именно на его базе компания впоследствии разработала трицикл FN 12 T3, именуемый также FN Tricar.
Если FN 12a SM решал для бельгийских военных проблему моторизации пехоты, FN Tricar был призван стать ответом на другой, мучивший командование вопрос – оптимизацию доставки разнообразных грузов массой до 700 кг. До прихода трициклов эти задачи решались при помощи грузовиков, что было дорого и неэффективно.
Трициклы, при их относительной дешевизне, согласно военной классификации относились к мотоциклам. Следовательно, при условии применения трехколесных машин, общее количество грузовой техники увеличивалось.
FN 12 T3 представлял собой переднюю часть модели M12a SM с присоединенным к ней задним мостом автомобильного типа, над которым располагалась бортовая платформа с поручнями и сиденьями. Забота об удобстве ремонта в полевых условиях подтолкнула FN к тому, чтобы разделить раму на две части на уровне сиденья. Благодаря пяти соединениям, рама может быть разделена на две абсолютно независимые и, следовательно, легко ремонтируемые по отдельности части. Таким образом, значительно сокращалось время простоя машин.
Созданный для суровой службы в армии и обладающий всеми основными характеристиками действительно военной машины, FN 12 T3 обеспечивал самые разнообразные возможности использования: перевозка офицеров Генерального штаба и войск, перевозка боеприпасов, оборудования постов радиосвязи, телефонного оборудования, горючего и продовольствия, обустройство передвижных мастерских, применение в качестве базы для установки пулемета и т. д.
Максимальная скорость FN Tricar на горизонтальном участке равнялась 75 км/час, что было совсем неплохо для 425-килограммовой машины. Показатели же трицикла в применении с нагрузкой просто удивляют. Во время испытаний с грузом, равным 550 кг, FN Tricar уверенно преодолевал склоны с углом в 40%, причем без применения редуктора.
В то же время с включенным редуктором угол преодолеваемого склона был ограничен только сцеплением колес с грунтом! Проходимость трицикла давала ему неоспоримые преимущества и военную ценность, которой никакая другая подобная машина никогда не смогла достигнуть.
Производство FN Tricar стартовало в 1939 г. и завершилось в мае 1940 г. вследствие оккупации Бельгии Германией. Всего был выпущен 331 экземпляр трицикла.
Интересное в "МотоМире"
• Как звёзды отечественного ледового спидвея спасали блокадный Ленинград
• Первый мотоцикл Yamaha создали самураи!
• "Днепр" К-650: история о втором рождении мотоцикла с коляской из 60-х годов.
Дорогие друзья, ставьте лайк, подписывайтесь и делитесь нашими публикациями в социальных сетях — это поможет нам в развитии канала и создании новых интересных статей!
Спасибо за внимание!