В СМИ появились публикации о том, что ЦБ недоволен тем, что банки отказываются собирать биометрические данные для Единой биометрической системы.
Заголовки звучат так, словно банки внезапно пошли на поводу противников сбора биометрических данных и объявили бойкот.
В действительности ничего похожего не произошло и банки сами заинтересованы в сборе биометрических данных.
Что такое биометрические данные и зачем они банкам
К биометрическим данным относится уникальные физиологические и биологические характеристики человека, позволяющие его однозначно идентифицировать. Это фотография лица, образец голоса, отпечаток пальца, фотография радужной оболочки и глаза и вообще всё, что смогут приспособить современные технологии для целей идентификации.
Банки собирают биометрические данные в двух случаях:
- В рамках собственной системы идентификации. Не все банки используют такие системы, но там где они используются, отказаться от этой процедуры нельзя — вам просто не откроют счёт.
- В рамках сбора данных для Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая является частью госуслуг. Для проведения этой процедуры нужно дополнительное согласие клиента.
Иногда банки фотографируют клиентов для досье (например, для анкеты по кредиту), но эта процедура к сбору биометрических данных не относится, поскольку эти фотографии не используются для идентификации клиента.
В сообщениях СМИ речь идёт об отказе банков от сбора данных для ЕСИА. Как это возможно?
Почему банки собирают биометрию для ЕСИА и отказываются ли они от сбора таких данных?
Обязанность банков по сбору биометрии для ЕСИА прописана в «самом страшном» банковском законе № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Там сказано, что банки с универсальной лицензией (а с 2021 года, вероятно, эта обязанность появится у всех банков) обязаны собирать и обновлять информацию о клиентах в Единой биометрической системе.
Представить, что банки отказываются от выполнения требований 115-ФЗ, я не могу.
Тем более что основная претензия клиентов по части сбора биометрии, заключается в том, что часто это делается без их согласия или с помощью обмана.
Правда, банка иногда отказывались от сбора биометрии, когда в банк приходили граждане, не являющиеся клиентом банка, и просили лишь об одной услуге — о передаче данных в Единую биометрическую систему.
Информация о таких случаях попала в ЦБ (предполагаю, что это были не жалобы клиентов, а просто результаты работы тайных покупателей Банка России) и ЦБ выпустил письмо (№ ИН-06-59/91 от 13.12.2019), в котором обязывает банки собирать биометрию у всех желающих, а не только у своих клиентов.
Именно это письмо и стало источником волны публикаций о том, что банки отказываются от сбора данных для ЕСИА.
Отказ собирать биометрию у «не клиентов» можно объяснить особенностями организации работы в банках (например, печать простого согласия на обработку персональных данных в банке может происходить при выполнении какой-то конкретной процедуры, а не при создании электронного досье).
В общем, ни о каком «саботаже» сбора биометрии со стороны банков нет. Как собирали, так и продолжают собирать.
Рекомендую прочитать
Во что превращается единая биометрическая система — теперь не только в банках
„Фотографии воруют души“ или почему клиенты банков против сбора биометрии