Найти тему
Океан Между Нот

"Новый мерин" Моргенштерна. Осмысление бессмысленного

Буквально на днях российский блогер-тролль и рэп-исполнитель Моргенштерн (Morgenshtern) разместил на популярных музыкальных площадках новый альбом "Легендарная пыль", созданный в прямом эфире за семь дней. В альбоме десять хитов, но моё внимание пока привлекает его прошлогодний шлягер - "Новый мерин".

Кадр из музыкального видео "Новый мерин"
Кадр из музыкального видео "Новый мерин"

Я предполагаю, что читатель знаком с этой песней, поэтому аудио- и видеопримеров не будет. На дату публикации статьи количество просмотров музыкального видео песни на YouTube превысило 39 миллионов. Премьера состоялась в августе 2019 года.

Известный музыковед Анатолий Цукер писал:

Подчас самая простая музыка может стать носителем далеко не простых образов, многоплановых жизненных аллюзий. Будучи тесно связанной с миром повседневной жизни, временем, общечеловеческими эмоциями, она воздействует на слушателей не только своими внутренними качествами, собственной системой средств, но и всем социокультурным контекстом, становящимся частью её содержания, характером взаимодействия текста с тезаурусом (жизненным опытом, сознанием) воспринимающего субъекта.

Главным условием популярности музыкального материала является степень его распространённости среди детей и подростков. Как только какая-либо разновидность популярной музыки начинает терять аудиторию (подростки взрослеют), у неё есть три варианта:

1. Внутренне видоизмениться и приспособиться к новому контингенту слушателей.
2. Перейти в категорию "музыка для избранных" (знатоков, ценителей, снобов).
3. Исчезнуть с музыкальной арены.

Некоторые музыканты особо чутко и болезненно реагируют на изменения конъюнктуры. Так, на невозможность даже минимального конформизма указал в своё время Курт Кобейн:

... теперь, спустя столько лет, я перестал получать удовольствие от музыки, и больше не могу ни слушать её, ни писать ... Я слишком непредсказуемый и импульсивный, детка! Я потерял страсть, и запомни, лучше вспыхнуть и сгореть дотла, чем сохранить тепло и медленно догореть.
-2

Вернёмся к "Новому мерину". Автор музыки и слов Алишер Тагирович Моргенштерн. Песня написана в тональности ля минор, в размере - 4/4. Звучание инструментов имитировано специализированным программным обеспечением.

Композиционно песня начинается с интродукции. Основной мотив повторяется на протяжении двух тактов. Несмотря на ориенталистское звучание струнного инструмента, в мелодических ходах прослеживается русская плясовая песенность (см. "Пойду ль я выйду ль я", припев "Калинки").

Интро песни "Новый мерин"
Интро песни "Новый мерин"

Структура композиции в общем виде выглядит следующим образом:

А-В1-В2-В3-А, где А - припев, ВN - вариации куплета.

Припев - он же хук всей песни - идёт сразу после интродукции и повторятся три раза. Основной посыл доносится в первых фразах, последующие повторения смысловой нагрузки не несут и выполнят другую функцию. О принципе репетиционности расскажу чуть ниже.

Лишь один раз слова припева артикулируются сравнительно внятно, то есть их можно различить (понять). Далее вокал становится нарочито небрежным, переходящим в скандирование, с широким применением эдлибов. Как известно, весь рэп основывается на говорящем голосе, но, как показали сочинения таких композиторов как Леош Яначек и Стив Райх, у человеческой речи определённо есть своя музыка.

Для примера предлагаю послушать пьесу "Come Out" Стива Райха, в которой используется голос некоего Дэниела Хэмма из Гарлема, избитого полицейскими в 1964 году. Хэмм говорит: “Я должен был, типа, вскрыть свой синяк и выпустить немного крови, чтобы показать им”.

Райх выделяет фразу Come Out to Show Them (Выпустить, чтобы показать им), затем разделяет её по каналам и закольцовывает. Получается электронный канон для восьми голосов в тональности до минор.

Формат данной статьи не позволяет дословное цитирование текста песни Моргенштерна из-за наличия в нём ненормативной лексики. Само по себе использование мата в сочинениях современных исполнителей является своеобразной формой выражения нигилизма, ниспровержения основ социума. Это уже стало мейнстримом и не вызывает особых эмоций. Таким образом, мы наблюдаем тотальное "обесценивание мата". Иными словами, когда матерное слово используется "к месту" и не часто - это выглядит пикантно, остро. В "Новом мерине" помимо вульгаризмов звучит 14 матерных слов, что по факту - перебор.

В качестве примера "бережного" отношения к мату можно привести сочинения Сергея Владимировича Шнурова для группировки "Ленинград", мат в них подаётся дозировано и практически всегда не просто попадает в смысловую канву сочинения, но и в некотором роде оттеняет её, добавляет яркости.

-4

Во второй вариации куплета Моргенштерн использует довольно распространённый в песенной поэзии приём исключения единичного из множественного, который строится на противопоставлении лирического героя песни окружающим его людям:

У тебя горит, парень не ори.
У меня горит - это габарит.
У тебя болит, у меня болид.
Тебя ******, а я на Бали.

После "минималисткой" третьей вариации куплета следует трёхкратное повторение припева, переходящее в инструментальную коду. С одной стороны, повторение - это музыкальный аналог орнамента, узора на обоях. Одно и тоже чередуется и копируется с определённым ритмом. Такие структуры сами по себе исключают идею развития, потому как неспособны к ней. Однако, идеи минимализма нашли широкий отклик в музыкальной среде.

По словам основателя жанра эмбиент, Брайана Ино: "Повторение – это одна из форм изменения". Именно многократное повторение волновых колебаний приводит к их распространению в пространстве. Отклонение от повторов в повседневной жизни, например, нарушения в периодичности приёма пищи, может обернуться дискомфортом. Чередования дня и ночи, времён года становятся определяющим фактором в нашем восприятии окружающего мира.

"Репетитивное музыкоделание" (неологизм музыковеда Кристофера Смолла) одновременно имитирует и противостоит закостенелой повторности современного мира потребления, пугающему хороводу одинакового контента в СМИ и интернете, застывшему однообразию плейлистов радиостанций.

Кадр из музыкального видео "Новый мерин"
Кадр из музыкального видео "Новый мерин"

Несколько слов о музыкальном видео на песню "Новый мерин".

Клип построен на простой идее: о чём пою, то и показываю. Крупные и дальние планы белого автомобиля (статичного и в движении) составляют основу видеоряда, изо всех сил оправдывая название песни. На фразе "я из купюрок веер собрал" - демонстрируется акт оригами, на словах "это габарит" - внимание зрителя акцентируется на элементе автомобильной светотехники. Гениальность в простоте.

В октябре 2019 года джазовую кавер-версию песни представила певица Black Star Клава Кока.

В статье использованы материалы из книги Алекса Росса "Дальше - шум. Слушая XX век".

Думали будет традиционная байка? Нaeбaл.

Дорогие читатели и авторы, чтобы не затеряться в Океане между Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог публикаций канала.