Пару недель назад СМИ разного уровня в унисоне разразились новостью. Строили, строили и, наконец, построили! Речь о платной трассе соединяющей Москву и Санкт-Петербург. Два крупнейших и наиболее развитых города нашей страны. Параллельно с ура-патриотическими публикациями основных федеральных СМИ «на другой стороне» оказались всякого рода оппозиционные. Из той категории, что всегда найдут негатив в любой новости исходящей из Кремля (ну или где-то рядом). Потребитель потребитель же как всегда где-то по середине. И коль скоро я в данном контексте в полной мере соответствую этому статусу. Дождавшись, когда все выдохнут, а заодно трижды прокатившись по трассе уже после официального её открытия, решил таки высказать и своё мнение по этому поводу.
Ты помнишь, как всё начиналось?
Здесь стоило бы начать разговор с моей первой поездки по строящейся ещё М11, но к этому мы вернёмся. Ведь история началась значительно раньше. И разговоры о необходимости постройки новой скоростной дороги были ещё в те самые «лихие 90е». И тогда же звучали первые идеи о том, что трасса эта должна быть платной. Но, времена не те и проект всё откладывался.
Наконец, спустя несколько лет всё же был запущен. Я не буду вдаваться в унылые подробности стройки, капаться в грязном белье, выясняя, кто и сколько украл на какой стадии. На самом деле, лично мне это особо не интересно. Дорожно-строительный бизнес всегда был одним из наиболее прибыльных. Таким остаётся и по сей день. И если кто-то умеет зарабатывать на этом – я только могу порадоваться. При том условии, что и качество дороги будет на хорошем уровне. Но, это другая история.
Итак, моя первая поездка по М11, точнее одному из первых её участков пришлась на осень 2015 года. Некоторое время, участок в объезд многострадального Волочка был бесплатным. И я этим пользовался. Вскоре плату всё же ввели и после несколько раз увеличивали.
Сомнения и терзания.
По мере строительства М11 и на основной, бесплатной дороге М10 развернулась «стройка века». Особенно в Тверской области. Трассу расширяли, ремонтировали мосты, меняли покрытие. Снова переделывали. В результате путь из Петербурга в Москву (и обратно) часто занимал существенно больше прогнозируемого времени. И порой сильно изматывал. Были моменты, когда в пробке приходилось проводить более часа. Без движения вовсе. Добавим к этому аварии (чаще всего с участием фур), что тоже не способствовали быстрому перемещению.
И с одной стороны все мысли были о том, когда же они, наконец, запустят трассу М11. Но с другой, по мере открытия новых участков и увеличения стоимости проезда появлялось всё больше сомнений. Основное из них: какого чёрта так дорого!?
Примечательно, но я не единожды строил маршрут по М10 и даже проводил эксперименты. Где ехать выгоднее. Разумеется, всякий раз результат был на стороне платной дороги. Достаточно попасть под одну-две камеры и «платник» окупался. И тут, стоит отметить, что именно на этот период пришёлся настоящий расцвет дорожных камер. Работа многих из них, точнее её объективность, вызывала большие сомнения. А кое-где встречались и настоящие дорожные подставы. Когда ты влетаешь на скорости в не обозначенный должным образом населённый пункт. Тебя тут же снимает камера, а через 100 метров вторая. В результате ты получаешь один штраф за нарушение и второй по «двойному тарифу» за повторное нарушение. У меня такое было несколько раз. От чего езда по М10 дико нервировала. И все сомнения о целесообразности ехать по платной дороге тут же развеивались.
Проблемы М11.
Основных проблем всегда было две. Первая – больший расход топлива, по причине большего скоростного режима. Многое зависит от автомобиля. Так сложилось, что я очень часто меняю машины. Некоторые из них позволяют комфортно ехать на достаточно высокой скорости. Но и расход топлива при этом растёт. Собственно это и была одна из главных причин, рождавших сомнения в целесообразности езды по «платнику». «Тошнотить» 110 (предел наиболее экономичного режима для большинства машин) по прямой ровной и пустой дороге как-то «не комильфо». Начинаешь «наваливать» и стрелка объёма бака тут же реагирует в сторону уменьшения.
В тоже время была большая проблема с заправкой. Особенно после открытия участка от съезда на Великий Новгород. Отрезок в три сотни км и одна «мобильная заправка» на первое время. Много ругани и негатива было в тот период. Собственно и я был среди недоумевающих, как же так? И всё же, будем справедливы. Дорога лишь строилась и инфраструктура не могла появиться сразу.
Неполноценная трасса.
Не смотря на то, что власти заявили об открытии дороги М11, в действительности трасса ещё не достроена. И когда это случится, никто точно не знает. Ситуация такова, что сегодня ты не можешь проехать от Питера до Москвы не съезжая с М11. В районе Твери придётся вернуться на М10. Проехать около 50 км и снова вернуться на «платник».
Инфраструктура постепенно появляется. Отдыхайки были заложены и возведены почти сразу. Теперь появляются и полноценные АЗС. Так, что заправка теперь не представляет особых проблем. И я уверен, что через год-два трасса уже будет полностью «обжитой».
Но пока, в порядке вещей (почему-то только в Ленинградской области) неосвещённые участки, протяжённостью в несколько километров. Не все места отдыха полностью готовы. На некоторых развязках и съездах не всегда легко разобраться в траектории движения. Но это общая проблема для РФ, совершенно тупые указатели.
Качество дороги.
Здесь у меня нет особых нареканий. Даже самые старые участки в хорошем состоянии. Явной колейности нет. Но, что самое главное, движение организовано так, что тебе практически не могут мешать и раздражать другие участники движения. Не буду загадывать и утверждать, как долго качество дороги будет сохраняться, но учитывая её «платный статус», можно наедятся, что следить за состоянием будут пристальней обычной дороги.
Два слова о фурах!
Один из главных раздражителей М10 были фуры. Вереницы которых бесконечным потоком тянулись меж двух столиц в обе стороны. И именно фуры составляли до 80% многих пробок. Фуры же чаще других становились участниками крупных ДТП, серьёзно затрудняя движение по трассе.
Уж сколько проклятий в адрес «фуроводов» изрекали водители легковушек.
Ожидая открытия М11 одной из главных надежд было избавление от этих самых фур. И нет, они вовсе не остались на М10. Скорее наоборот, кажется, в полном составе переместились на «платник». Но теперь уже не особо напрягают даже в самые непогожие и дождливые дни. И что особенно ценно, лобовые столкновения исключены. Впрочем, аварии всё ещё случаются, но являются редкостью в сравнении с М10.
Тут я должен сделать небольшую ремарку. Перевозка контейнеров большегрузами – это общая беда логистики в России. По большому счёту, такие задачи должна решать железная дорога. Как это устроено во всём цивилизованном мире. И доставка больших грузов (особенно ценных и опасных) лишь, в крайнем случае, может осуществляться по трассам. Проще говоря, фур вообще не должно быть на дорогах в значительной степени.
Но, увы. Реалии нашего рынка логистики таковы, что доставка жд транспортом оказывается сложнее, дороже и менее надёжной. При этом все эти риски и издержки закладываются в стоимость доставки. Представьте себестоимость и надёжность доставки, например, партии новых автомобилей по жд и трассе. Где будет выше риск попадания в серьёзную аварию и потери груза? Однако возят по трассе и нагрузка на дорожное покрытие лишь возрастает. Но это совсем другая история.
Я плачу и мне это нравится!
Удивительно, но я пользуюсь М11 с 2015 года. Иногда по 6 раз за месяц (три поездки в оба конца). И лишь недавно приобрёл транспордер, дающий право на существенную скидку. Связано это лишь с тем, что его необходимо было заказывать. И как только мне предложили купить его на обычной АЗС я тут же воспользовался предложением.
Но, даже оплачивая по полной, я давно уже не рассматриваю вариант поездки по М10. Да, к М11 есть ещё вопросы. Инфраструктура недостаточно развита. Насколько обоснована стоимость проезда (для моего участка она составляет порядка 1300 рублей без транспордера)? Судить не берусь, т.к. не знаю экономики этого бизнеса.
Но я плачу и мне это нравится. Мой бюджет поездки вырос примерно на 2500 рублей в один конец. 1400 из них приходятся на плату за дорогу и ещё тысяча это топливо, которое я сжигаю двигаясь быстрее. Т.е., если на М10 в определённых случаях и на определённой машине (например, дизельной Volvo) мне вполне хватит одной заправки, то на М11 приходится до-заливать.
По времени преимущество составляет около 1,5 часов, при условии отсутствия лютых заторов. Но дело тут даже не во времени. Куда ценнее безопасность и комфорт. Возможность ехать в комфортном для тебя режиме, не напрягаясь от других участников. Будь то какая-нибудь фура или «гнилое ведро» в левом ряду.
От того мне довольно забавно наблюдать комментарии всяких хейтеров, кто редко выезжает за пределы кольцевой, но считает своим долгом «поделиться мнением» о том, какие все сволочи, как это дорого, как должно быть, а как быть не должно.
М10, к счастью, никто не закрыт и, в общем, неплохо подлатали. Не хочешь платить за М11 – пожалуйста! Хотя я совершенно не готов петь дифирамбы правительству за «такой подарок». Поскольку считаю, что таких трасс должно быть гораздо больше. Да и саму М11 необходимо было запускать существенно раньше. Добавим сюда и совершенно идиотский разрыв.
Но вопрос выбора маршрута уже давно не стоит.
В следующий раз поговорим о том, почему водители перестали моргать!
Спасибо всем за лайки и комменты! Всё это очень ценно, даже, если несёт какой-то негатив!
Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
фото мои (с)