От средних веков и середины XIX века считалось, что развитая мускулатура и отменное здоровье — удел представителей низших классов, обреченных на физический труд, в то время как истинных аристократов отличает изнеженность и задумчивая вялость.
Однако во второй половине столетия возникла мода на спорт, здоровье и физическую силу.
А вскоре люди, преуспевшие в тренировках, получили возможность прославиться и даже разбогатеть.
Сегодняшняя статья - своеобразная история успеха известнейшего атлета конца 19 начала 20 века на многие годы ставшего легендой и эталоном физической формы, а также вставшего у истоков нового вида спорта - культуризма.
В ту пору многие зарабатывали себе на жизнь демонстрацией своих физических возможностей: цирковые борцы, ярмарочные силачи и прочие и т. п., но подлинного успеха добился атлет из прусского Кенигсберга, по имени Фридрих Вильгельм Мюллер, он же Евгений Сандов которого справедливо называют отцом современного бодибилдинга.
Сандов был первым атлетом того времени , который сделал ставку не на количество поднятых килограммов, а на красоту собственного тела, что и обеспечило ему всемирную популярность и немалые деньги. Он стал основателем нового спорта и, следовательно, нового бизнеса — культуризма.
Фридрих Вильгельм Мюллер, принявший впоследствии артистический псевдоним Евгений Сандов, родился в апреле 1867 года в прусском Кенигсберге.
Его мать была родом из России, а отец — самым обычным немецким лавочником.
Говорят, он был слабым и болезненным ребёнком, но в студенчестве увлёкся античностью и изучением анатомии человека и физической культуры. Фридрих мечтал быть похожим на мускулистых греческих героев, поднимал тяжести и занимался гимнастикой.
Занятия эти даром не прошли и 1885 году, чтобы избежать службы в Прусской армии, он покидает страну и путешествует по Европе в качестве циркового силача и акробата.
В 1887 году на гастролях в Брюсселе его заметил знаменитый цирковой силач Луис Дюрлахер, известный под именем Атилла. Дюрлахер был профессиональным атлетом, который разработал собственную систему тренировок и даже изобрел штангу со сменными дисками -"блинами", что позволяло регулировать нагрузку в зависимости от уровня тренирующегося.
Однако сам Атилла не мог достичь того успеха, о котором мечтал всю жизнь, потому что был слишком мал ростом, его рост составлял всего 157 см, и в те времена это было для атлета большим минусом.
Зато у Фридриха Мюллера этого недостатка не наблюдалось, и Атилла взялся его тренировать.
Он не только научил своего способного ученика , как правильно развивать мускулатуру, но и придумал для него новое имя, Евгений Сандов.
Помимо силовых номеров Сандов выступает на турнирах в качестве борца одерживает несколько побед над многими знаменитыми борцами.
В 1889 году Атилла привез Сандова в Лондон, где выставил его против местной знаменитости — силача Самсона.
Оба атлета состязались в поднятии тяжестей, и Сандов оказался сильнее.
Сандов и Атилла начали с успехом гастролировать по всей Европе, и через несколько лет вести о знаменитом атлете достигли берегов Америки. Там уже слышали о великом Евгении сандове и рекламировали как самого сильного человека в мире.
Тем временем в Чикаго приближалось знаменательное событие — в 1893 году город должен был стать местом проведения Всемирной выставки, что открывало прекрасные перспективы для местных бизнесменов.
Предвкушая наплыв туристов, предприниматель по имени Флоренц Зигфилд открыл ночной клуб "Трокадеро", но посетителей было не слишком много, и бизнес не приносил ничего, кроме убытков. Однако у Флоренца Зигфилда был сын — Флоренц Зигфилд-младший, который с детства отличался предприимчивостью. Достаточно сказать, что еще в школе Зигфилд-младший зарабатывал, показывая однокашникам за деньги "невидимую рыбу", то есть пустую банку с водой.
Теперь же Зигфилд-младший придумал нечто получше: пригласить из Европы знаменитого силача Сандова, который стал бы главным аттракционом "Трокадеро". Сандов приехал, и вскоре "Трокадеро" превратился в одно из самых популярных увеселительных заведений Чикаго. Атлет демонстрировал настоящие чудеса. Однажды он одной рукой поднял пони, а в другой раз удержал на спине платформу, на которой разместились девятнадцать человек и одна собака.
Однако Зигфилд быстро понял, что главная сила Сандова — в его внешности античного героя. Зигфилд начал распространять фотографии, на которых Сандов демонстрировал свою мускулатуру, будучи облаченным в леопардовую шкуру, и даже такие снимки, на которых на атлете не было ничего, кроме фигового листка.
Это шокировало, но и притягивало публику. Вскоре Зигфилд начал демонстрировать силача не только в отцовском заведении, но и на территории самой Всемирной выставки. Здесь Сандов уже не столько жонглировал гирями, сколько играл мускулами и принимал различные мужественные позы, словом, вел себя как современный культурист на выступлении.
Успех был полный, и вскоре богатые чикагские дамы уже платили Зигфилду за право потрогать бицепсы Сандова после представления.
Сотрудничество силача и шоумена продолжилось и после закрытия выставки. Вершиной этого сотрудничества стал знаменитый бой со львом, который Зигфилд организовал в Сан-Франциско. Бой этот, правда, несколько напоминал трюк с той самой "невидимой рыбой", поскольку "лев-людоед" был так обколот наркотиками, что едва не заснул во время сражения.
Однако Сандов все ещё демонстрирует удивительные силовые трюки, подтверждающие его мощь.
Например - он установил мировой рекорд, выжав одной рукой штангу с огромными полыми шарами, внутри которых сидело по одному человеку. Вес необычной штанги составил 122 килограмма.
Еще одним легендарным трюком Сандова было сальто назад, когда он держал в каждой руке по гире весом в 24 кг.
Однако силовые трюки, борьба и вообще тема цирка ему становится все менее интересна, и он делает упор на демонстрацию совершенства своего тела и работает в этом направлении.
Сандов пишет книги, где впервые упоминается значение Бодибилдинг, а в 1894 году выпускает свою запатентованную методику развития мускулов, обещающую сделать обычного человека атлетом и силачом.
По сути он становится пионером в области фитнес маркетинга. Авторскую методику гантельной гимнастики Сандова (а с ней и сами гантели) можно было заказать по почте.
Сандов не скупился на рекламу в популярных изданиях и ездил с рекламными турами в поддержку своей системы.
Все эти приемы в дальнейшем успешно тиражировали братья Вейдеры и легендарный Джо Голд, основатель одной из самых крупных фитнес-сетей мира Golds Gym и сегодня Фитнес-тренеры и эксперты по ЗОЖ вовсю используют идею продаж Сандова – только вместо почты у них есть интернет.
В своей гантельный гимнастике Евгений Сандов рассказывал своим покупателям, что они смогут стать такими же сильными как и он сам, если будут заниматься по его методикам.
На волне его популярности как артиста и спортсмена успех продаж был оглушительный, хотя знающие люди и тогда и сейчас понимают, что развить силу многоповторными тренировками с небольшими весами невозможно, а имено это предлагалось в гантельный гимнастике Сандова.
В других книгах, не выходивших такими огромными тиражами, Сандов вскользь указывает свои основные упражнения - приседания с большими весами, жимы и тяги, вообщем все то что развивает силовые качества человека и являются основой мышечного роста.
Но в рекламируемую повсеместно методику эти упражнения не включены, возможно чтобы не усложнять и не лишать продукт его притягательной простоты и не плодить конкурентов.
в 1897 году сандов возвращается в Старый Свет , где он начинает собственное дело - открывает собственный гимнастический зал, который называет Студией физической культуры.
Это был далеко не первый и не единственный гимнастический зал в Лондоне, однако Сандов достаточно долго общался с шоуменами , чтобы понимать важность правильного промоушена. Силач позиционирует свое заведение как клуб для избранных и оформляет его соответствующим образом. Стены гимнастического зала были обшиты деревом и украшены огромными зеркалами в позолоченных рамах, по углам стояли кадки с пальмами, а полы были устланы персидскими коврами. В студию потянулась обеспеченная публика, которая под руководством Сандова выполняла необременительные упражнения красивыми белыми гантелями.
Мы уже разобрались что после таких упражнений нельзя было стать таким же сильным, как сам Сандов, но зато любой лондонский денди за умеренную плату мог почувствовать себя настоящим спортсменом.
Бизнес процветал, и вскоре Сандов открыл несколько филиалов своей студии в разных частях страны.
Однако на достигнутом он не останавливался. Вскоре на рынке появились "Патентованная мазь Сандова", какао "Сила и мощь от Сандова" и даже "Патентованный корсет здоровья от Сандова" и прочие сопутствующие товары, которые якобы помогали человеку становиться сильнее, здоровее и активнее. Большим успехом пользовался также "Личный комбинированный развиватель Сандова", который на поверку оказывался обычным эспандером.
В 1901 году Евгений Сандов при поддержке британской королевской семьи проводит первый в истории конкурс красоты и атлетического сложения под названием Великая конкуренция Судьями этого первого Чемпионата по Бодибилдингу и Фитнесу в истории были сам Евгений Сандов, известный британский скульптор и атлет сэр Чарльз Лауэс, и известнейший писатель сэр Артур Конан Дойл.
Опять же, есть альтернативное мнение, что Сандов проводил конкурс только среди тех, кто являлся его "клиентами", то есть покупал у него программы , его знаменитую гантельную гимнастику и прочий инвентарь.
Но Так или иначе, этот конкурс принято считать отправной точкой начала соревнований по бодибилдингу и фитнесу.
В конкурсе красоты победил Вильям Мюррей, получив в награду статуэтку Евгения Сандова со штангой в руках.
За заслуги в пропаганде здорового образа жизни и физической культуры в 1911 году Евгений Сандов удостаивается звания профессора физического развития.
Если затронуть вскользь личную жизнь Сандова то с женой у них были напряженные отношения, и постоянные размолвки с женой, которой надоели его регулярные измены. Хуже всего было то, что любителя античных статуй интересовали не только женщины, но и мужчины. Сандов постоянно возил с собой музыканта Мартинуса Сивекинга, с которым в конце концов съехался и некоторое время жил вместе.
Умер первый первый культурист в 1925 году в возрасте 58 лет, по неофициальной версии, его сгубил сифилис.
Есть ещё одна версия, куда более романтичная, что Сандов скончался от кровоизлияния в мозг, вскоре после того как вытащил одной рукой из кювета свой автомобиль.
Его вдова Бланш даже не поставила памятника на его могиле, настолько их отношения были плохи. Зато его многочисленные поклонники и последователи не забывали своего кумира как основателя культуризма и фитнеса в том виде, в котором мы его знаем, и справедливо называют Евгения сандова отцом современного бодибилдинга.
Сегодня та самая бронзовая Статуэтка Евгения Сандова ставшая призом на самом первом турнире культуристов начала века, вручается лучшим культуристам планеты на самом престижном конкурсе по бодибилдингу Мистер Олимпия.
Эта традиция начата в 1977 году и продолжается до сих пор.