Найти в Дзене
Офисный крыс

Офисная флора и фауна. Маркетолог

Знаете, я по первоначальной, так сказать, специализации (не считая университетского диплома, конечно) я маркетолог, а оттуда уже перешел в топ менеджмент. И я годами не мог объяснить своей маме, чем же я занимаюсь, за что мне платят. Аналогично, я вижу и огромное непонимание среди некоторых представителей бизнеса. Я долго думал, в каком же виде описать этого специалиста. И решил попробовать сделать это в шутливом формате цикла "ОФиФ". Но, как и статья про "продавана", она будет с познавательным подтекстом. Итак, поехали. Маркетолог. В дикой природе встречается в двух типоформах: непонятного функционала мальчик/девочка, иногда с намеком на неформальную или даже фриковатую внешность. Они непонятно что делают: ну сидят, какие-то картиночки рисуют, какие-то сайты смотрят, слова непонятные произносят. И бывают солидные дяди/тети в костюмах (ну или просто цивильно выглядящие). Но от этого произносимые слова и действия понятнее не становятся, просто кто повзрослее еще и лезут к отделу продаж
Оглавление

Знаете, я по первоначальной, так сказать, специализации (не считая университетского диплома, конечно) я маркетолог, а оттуда уже перешел в топ менеджмент. И я годами не мог объяснить своей маме, чем же я занимаюсь, за что мне платят. Аналогично, я вижу и огромное непонимание среди некоторых представителей бизнеса. Я долго думал, в каком же виде описать этого специалиста. И решил попробовать сделать это в шутливом формате цикла "ОФиФ". Но, как и статья про "продавана", она будет с познавательным подтекстом.

Итак, поехали. Маркетолог. В дикой природе встречается в двух типоформах: непонятного функционала мальчик/девочка, иногда с намеком на неформальную или даже фриковатую внешность. Они непонятно что делают: ну сидят, какие-то картиночки рисуют, какие-то сайты смотрят, слова непонятные произносят. И бывают солидные дяди/тети в костюмах (ну или просто цивильно выглядящие). Но от этого произносимые слова и действия понятнее не становятся, просто кто повзрослее еще и лезут к отделу продаж и так и норовят устроить смертельный бой под предлогом какой-то "низкой конверсии", "отсутствия работы над LTV". И все продажники знают - если победит не собственный начальник, а вот этот вот "непонятный", кому-то придется обновлять резюме.

Чем занимаются?

Чисто теоретически - работают над снабжением приснопамятных продажников пахотным полем. Для этого изворачиваются, как йоги, выдумывая разные способы "коммуникации с ЦА", хотя любому продавцу понятно, что лучшая коммуникация с ЦА - взять и позвонить. Еще много придумывают всяких разных, зачастую несуществующих, "особенностей предприятия" (это я так криво-косо расшифровал оффер и УТП. Ремарка для разбирающихся), после принятия которых Самым главным приходится нести потенциальному клиенту полную ахинею, хотя все мы знаем, что продать можно только "Бентли", стоящий максимум как "Кия Рио".

Еще лезут в пОтом, кровью и декалитрами коньяка с саунами клиентскую базу с намерением зачем-то там ее анализировать, оптимизировать и получать заказы чаще. Зачем им все это, непонятно, ведь ежу ж ясно, что, когда у Ивана Семеновича будут деньги, он позвонит мне сам.

Странные ребята. Но даже Самый Главный почему-то считает, что все делается так, как надо и любые инициативы, которыми маркетолог пышет (надо ж зарплату отрабатывать) встречают как минимум словесное одобрение. А если под это дело еще и выделяются живые деньги, отдел продаж может устроить "Мятеж на "Баунти"": денег и так нет, так зачем этому их давать, когда можно менеджерам процент поднять.

Как понятно из этого описания базовых задач маркетинга по стимулированию продаж, РОМ (руководитель отдела маркетинга) и РОП (руководитель отдела продаж) - заклятые враги. А Босс - эдакие Весы Фемиды, который дает нагоняй то тому, то другому. Нормально управлять обоими, зачастую, не получается, поэтому подозреваю, что некоторые боссы и топы просто устраивают тотализатор для своих.

Развлечения

Расчистка авгиевых конюшен - в одно-три лица и максимально дешево реализовать все хотелки Босса и собственного руководителя, который, благодаря автоматическому попаданию в топ-менеджмент, от реальной полевой работы оторван напрочь и оперирует ценовыми категориями времен своей молодости. Битвы с Цербером каждое совещание - доказать, что ты не верблюд под нападками боссов всех мастей.

Понятно, что из-за таких развлечений обрастают слоем брони в руку толщиной и плевать на все хотели слюной из ядовитого цинизма и тупо прут к каким-то собственным KPI и целям. И очень часто меняют место работы. Ну а что, кейсов за 5-6 месяцев копится неплохое количество, а повышать зарплату в родной фирмочке как-то не принято. Вот и за два-три года удваивают, а то и утраивают свой доход. И да, почти не стесняясь ведут еще две-три халтурки параллельно.

Вред и польза?

Нынешний тренд назначил этих ребят еще одним Философским камнем рубиза. Почти таким же магическим, как Agile. И вот, приходит Босс и сообщает: "Завтра на работу выходит МАРКЕТОЛОГ. Эх, заживем, робяты". А потом воодушевление сменяется не меньшей ненавистью. И, что самое смешное, в 95% случаев проблема не в конкретном специалисте. А в том, что им не умеют управлять и не умеют его снабжать. Ведь он как премиальная машина - на 92-ом бензине и запчастях из изоленты ездить не будет. Точнее будет, но как-то по-другому и намного хуже.

Те, кто учатся как-то уживаться с этими специалистами получают хороший толчок в чуть более радужное будущее. остальные получают пинок в пропасть.

Конечно, я описал далеко не все, но основные мазки обозначил. Самая главная мысль - последний абзац. И это, коллеги, проблема для целой профессиональной отрасли. Ведь их нормально учат только на практике за счет нанимателя, с них Ктулху знает, что спрашивать, сколько и за что платить (поэтому нормальная ситуация, когда маркетолог А пашет за семерых и зарабатывает 30 000, а Б рисует схемки, раздает подряды и получает "сотку"), даже ЦКП (ценный конечный продукт) спрашивать многие не знают. Особенно "результативщики" - это вообще их фишка, ксатати.

Ну и традиционное блогерское, подписываемся на канал, ставим палец вверх, или что тут принято просить.))

Иллюстрации взяты из открытых источников