1. Офицер: «В 1983 году, в нашем мотострелковом полку Азия и Кавказ не поделили "Теплые места": столовую, склады и пр. В результате - буза... Объявили "казарменное положение". После того как личный состав развели по ротам, "бунт" угас. Или загасили своими силами.
Надо сказать, что хоть и в СССР "в наше время" и не поднимался остро национальный вопрос, то в армии, где все перемешалось: азербайджанцы с армянами, чечены с ингушами и пр., пришлось с этим столкнуться…
Офицеры, к этому не были готовы, нас не учили, многие не знали всех проблем, знали только, что все мы единый советский, братский народ - одна семья.
Случай, но не в нашем МСП. Провожу политзанятия и упоминаю о славных делах С. Буденного, а мне один узбек, очень серьезно: "Командира, это очень плохой человек"
Я осторожно спросил: "Почему?". Оказывается, уважаемый командарм у них не один аул перебил в период борьбы с басмачеством. Народ такие "подвиги" не забывает. Вот такие дела...
Не забуду рядового наводчика-оператора Воронина (служба в нашем полку 1982 г.), который напился и с ненавистью кричал, что ненавидит всех и пр. Кто его в жизни обидел, не знаю. Но, злости на мир у него было очень много...
По-моему, в полку никогда и никто не делил людей по нац.признаку. Хорошо помню старшего механика-водителя грузина , которого так и звали "Беджо" и его другана - сержанта из Абхазии. Их, как и всю пехоту, передали в 9 роту из 8МСР.
Здоровые - оба борцы. Драли их в 9 мср "по-пехотному", как могли. Потом, через год, в курилке спрашиваю: "Беджо, ты не в обиде, за военную науку?" Он отвечал, что не забудет, сколько километров по-пластунски по тактическому полю отползал, но все было правильно. Смеялись...»
2. Сержант: «Могу пояснить насчет межнационального конфликта, был он не в 1983 году, а в 1982 году. Узбеки, таджики (не все правда), казахи, туркмены под предводительством Файзиева (он был так называемым зав. столовой, рядовой) что-то, что конкретно (уже не помню), не поделили с кавказцами.
Кавказцы там были все, толпой они ого-го. Все наверное помнят, мы ребята хоть куда семеро одного не боимся. Началось все с одного армяна, который был родом из Башкирии, он там кричал ребята – «Неужели потерпим когда брата кавказца Средняя Азия обижает?»
Уже темно было, в это время фильм в клубе показывали, какой то неинтересный. Мы пораньше ушли и услышали, как за 3 батальоном поднялся шум.
Из любопытства пошли туда и увидели большую толпу, трудно было понять, что происходит, потом толпа сместилась в сторону 2 батальона.
Потом к клубу, где еще тарелка стояла, Там началась драка, прибежала свободная смена караула, начальник караула стрелял в воздух. Потом собрали почему-то только узбеков и набили полную «губу», как селедку в бочку.
На следующий день наша рота в караул пошла, я был часовым на губе и видел, как на нарах спали по трое и то по очереди. Файзиев спал один в камере и всю ночь. Со стороны кавказцев кто руководил не помню.
С нашего батальона один тоже был среди зачинщиков, он не то в минометном взводе, ни то в хозвзводе служил. Звание младший сержант. Потом и тех и других начали из полка убирать потихоньку…
Из нашей 8 роты куда то в другой полк забрали одного туркмена по фамилии Агылов, несколько узбеков и одного чеченца. Вот чеченца точно помню, отправили на Швепниц, там был рыжий белорус, вроде боксер, разукрасил чеченца - он пешком прибежал в полк весь в синяках...»
P.S. Переписка моих однополчан (67 гв.МСП, 20МСД, 1ТА) из форума "Назад в ГСВГ": http://nazadvgsvg.ru/