Найти тему
УЦ «Основание»

Есть ли будущее у банковских услуг по лицу и голосу в России?

Биометрия является безотзывным идентификатором человека
Биометрия является безотзывным идентификатором человека

Биометрические технологии позволяют получать финансовые услуги без совершения личного визита в банк. С одной стороны, это хорошее решение для жителей из глубинок или лиц с инвалидностью, связанной с опорно-двигательным аппаратом. С другой – есть риски для кибербезопасности.

Не правда ли, заманчивая возможность: заказать выпуск новой дебетовой карты или получить другую банковскую услугу, сидя дома со смартфоном в руке? Это экономит время, избавляет от транспортных издержек и, в целом, является более комфортным методом получения услуг.

Россияне могут пользоваться преимуществами удаленной идентификации после того, как оставят свои биометрические слепки в специальной системе (ЕБС).

С начала июля 2018 года эту процедуру можно осуществить в российских банках. Согласно данным главного финансового регулятора страны, на текущий момент, биометрию собирают свыше 220 кредитных компаний.

После сдачи соответствующих данных пользователи устройств на iOS и Android могут скачать специально разработанное приложение «Биометрия», которое первым запустил в рабочий режим «Почта Банк». Кроме того, есть вариант воспользоваться банковскими мобильными сервисами: аналогичные приложения есть у «Тинькофф», «Хоум Кредит», «Почта банка» и других (в 2020 году список пополнится).

По информации ЦБ, удаленное получение услуг по биометрии успело осуществить 3 тысячи клиентов.

Чего опасаются россияне?

В эпоху всепоглощающей цифровизации и сопутствующего ей развития киберпреступного бизнеса страхи граждан, связанные со сдачей биометрических данных, вполне обоснованы.

Важно понимать, что клиенты сами должны принять решение, насколько они доверяют банкам и готовы ли сдать свою биометрию, которая является безотзывным идентификатором человека. Ведь пароль в случае компрометации всегда можно поменять, а с биометрическими данными это сделать невозможно.

Примечание редакции Единого портала Электронной подписи: в начале ноября 2019 года в связи с участившимися случаями мошенничества «Ростелеком» разъяснил некоторые аспекты получения финансовых услуг по биометрии.