Найти тему
ХХ век в войнах

Теофиль Стайнляйн и пантеры 78-й эскадрильи

Знаменитый французский художник Теофиль Александр Стайнляйн наносит "Черную пантеру" - эмблему эскадрильи SPA 78 - на истребитель SPAD S.VII аджюдана Поля Тиссье. Франция, департамент Марна, аэродром Ноблетт, 8 апреля 1917 года.
Знаменитый французский художник Теофиль Александр Стайнляйн наносит "Черную пантеру" - эмблему эскадрильи SPA 78 - на истребитель SPAD S.VII аджюдана Поля Тиссье. Франция, департамент Марна, аэродром Ноблетт, 8 апреля 1917 года.
-2

Теофиль Стайнляйн стал заметной фигурой во французском изобразительном искусстве задолго до начала Великой войны. Он имел германское происхождение, причем дед Теофиля по отцовской линии был художником и преподавателем живописи, точно так же как и дядя, приходившийся родным братом отцу. До момента своего переезда в Париж в 1881 году Стайнляйн получил неплохое образование: сначала богословское в университете Лозанны, а затем квалификацию мастера орнаментального промышленного дизайна в Мюлузе.
Поначалу испытывавший большое стеснение в средствах, в 90-е годы XIX века Теофиль приобрел, наконец, популярность и стал хорошо зарабатывать. Это произошло в первую очередь благодаря творческому альянсу художника с поистине легендарным монмартрским артистом Аристидом Брюаном. Стайнляйн делал для Брюана афиши, а также иллюстрировал сборники песен и журнал "Мирлитон", выпускавшийся в одноименном кафешантане, принадлежавшем Аристиду. В итоге по популярности Теофиль значительно опережал еще одного своего хорошего приятеля, великого постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека.

Живописи Стайнляйна присущи несколько характерных особенностей: она имеет в основном социальную направленность; значительное место в ней уделяется плакатному жанру; главные герои сюжетов - простые парижане, зачастую принадлежащие к беднейшим слоям общества. Эти черты роднят произведения Теофиля с творчеством Анри де Тулуз-Лотрека, однако техника у них существенно различается. Помимо перечисленного, у Стайнляйна имелся еще один "фирменный знак" - в большей части его работ присутствует образ кошки. Наверное, среди всех современников живописца только Луис Уильям Уэйн был в еще большей степени склонен изображать на своих картинах представителей семейства кошачьих. И как раз слава "котопортретиста" послужила тому, что в 1917 году Стайнляйн стал создателем эмблемы эскадрильи SPA 78.
Когда началась война, художнику было уже 54 года. Призвать в действующие войска его не могли, однако Теофиль все равно не оставался в стороне, ведя борьбу на пропагандистском фронте. В этот период он работал главным образом над плакатами как патриотического содержания, так и гуманитарного, обращающего внимание общественности на проблемы гражданского населения Бельгии и Сербии, оказавшегося в самом центре активных боевых действий. В начале 1917 года к художнику обратился военный летчик капитан Арман Пинсар - парижский приятель, с которым Теофиль познакомился в одном из кабаре на Монмартре. Авиатор попросил Стайнляйна изобразить на борту самолета фигуру черной пантеры, что и было вскоре исполнено. Изначально Пинсар полагал использовать "Черную пантеру" в качестве личной эмблемы, однако работа художника настолько понравилась прочим летчикам эскадрильи, что Теофилю пришлось рисовать пантер (на сей раз не только черных, но и белых, и золотистых) на всех остальных истребителях. Впрочем, сделал он это охотно и с удовольствием.
Помимо перечисленного, в годы Великой войны Теофиль Стайнляйн выполнил множество набросков и зарисовок, не имевших отношения к пропаганде, а напротив, показывавших драму людей, втянутых в орбиту войны, безо всякого пафоса. Некоторые из этих работ приводятся ниже.

-3
-4
-5
-6
-7

Michael Traurig