Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

О посадках пассажирских самолётов на воду, штатных и аварийных

Поскольку этот журнал обо всём, что связано с морем, невозможно обойти и эту тему. Но для начала вспомним о самолётах, для которых это являлось обыденным делом. В своё время пассажирские гидросамолёты были достаточно востребованы, а уровень комфорта на некоторых из них мог бы посоперничать с комфортом на самолётах современных.

Это детище сумрачного германского гения Дорнье Dо Х в октябре 1929 года взлетело с Боденского озера со 159 пассажирами и 11 членами команды, неслыханное до того количество людей на борту самолёта, которое удалось превысить только через 20 лет. Ну просто летающее судно, а на снимке ниже я вижу в носу настоящий клюз с настоящим якорем:

-2

Самолёт в рекламных целях совершил круиз, посетив Канары, Гвинею, Рио-де-Жанейро, Майами и Нью-Йорк. Но всё же такая аэродинамика делала полёт слишком медленным и неэкономичным. Пару экземпляров закупила Италия, но 9 мая 1933 года самолёт при грубой посадке на водохранилище в Германии потерял хвостовую часть, и судьба его была предрешена, производство прекратили.

По ту сторону океана тоже не дремали, в ноябре 1935 года начал полёты через Тихий океан самолёт Martin M-130

-3

Само собой, с посадками на промежуточных островах. Учитывая длительность полёта, самолёт оборудовался спальными местами

-4

А вообще, интерьер практически ничем не напоминает современные самолёты. Судьба этих самолётов сложилась тоже непросто. В 1938 году один из них бесследно исчез над океаном, не помогла и способность садиться на воду.

Следующий погиб при налёте японской авиации на гавань острова Уэйк. В 1943 году разбился при столкновении с горой третий. В 1945-м последний из них при ночном заходе на посадку у острова Тринидад из-за ошибки пилота разрушился при ударе о воду.

В это же время Боинг начал строить самолёты Boeing 314 Clipper

-5

Дальность полёта 5 896 км, он пересекал Атлантику без посадки. Полёт на нём обходился в копеечку, но и уровень комфорта был впечатляющим, вплоть до серебряных столовых сервизов. Так он выглядел в разрезе, меня, как механика особенно умилил бортмеханик, обслуживающий двигатель во время полёта, вон его видно у ближайшего мотора. Это тоже разрез конечно:

-6

А это пара снимков внутри самолёта:

-7
-8

Первый в мире полет вокруг земного шара, совершенный коммерческим самолётом - это как раз был Boeing 314 Clipper. Они эксплуатировались до 1946 года.

Но если при посадках на воду могли погибнуть самолёты, специально построенные для такой эксплуатации, то бывали случаи, когда "сухопутные" самолёты успешно приводнялись. Вот старые, нечёткие снимки с места событий.

15 октября 1956 года лайнер Boeing 377 Stratocruiser совершил вынужденную посадку на воду поблизости Сан-Франциско:

-9

Никто из 31 человека на борту не пострадал, до того, как самолёт пошёл ко дну, они пребрались на плотики, откуда и были подобраны катерами береговой охраны. Там же, в Сан-Франциско, в 1968 году японский пилот ошибся при заходе на аэродром и вместо посадочной полосы самолёт приводнился, но удачно, все 107 пассажиров и членов экипажа остались невредимыми:

-10

Пятью годами раньше наш Ту-124 был вынужден пойти на посадку прямо посреди Ленинграда. Если вспомнить, сколько мостов пересекают там Неву, это просто чудо, что самолёт остался цел и никто из 52 человек на его борту, в том числе и будущий Патриарх всея Руси Алексий, не пострадали. Вполне возможно и потому, что командир перед посадкой передал управление второму пилоту, бывшему лётчику морской авиации, имевшему соответствующий опыт. Тут ведь очень важно соблюсти тончайшую грань, чтобы не нырнуть носовой частью и не отломать кормовую при ударе об воду.

Самолёт в итоге всё-таки затонул, но вскоре его достали

-11

Подобные приводнения происходят достаточно регулярно. Пишут, что всего таких посадок насчитывается 21, причём в 10 случаях пострадавших не было, но в остальных повезло не всем. Я проверил, учитываются только случаи до 2011 года. А вот самый последний: самолет национальной авиакомпании Папуа-Новой Гвинеи Air Niugini утром 28 сентября 2018 года совершал рейс с острова Понпеи на остров Трук, но был вынужден пойти на аварийную посадку и упал в воду примерно в 150 м от взлетно-посадочной полосы.

-12

47 человек на борту остались живы. А вобщем-то я бы никому не пожелал подобного возвращения из полёта, тем более, что сведений о катастрофах при таких посадках я не нашёл. Но мы же понимаем, что без них обойтись никак не могло.

Полный каталог статей журнала здесь