Грузовик, с которого начались залпы «Катюш»
ЗИС-5 – иначе «трехтонка», вместе с его трехосным вариантом ЗИС-6, одна из самых приметных машин СССР предвоенного периода и Великой Отечественной Войны.
Именно ЗИС-6 стал первым шасси для реактивной системы БМ-13 («Катюша»). Первые залпы «Катюш» по немцам прозвучали именно с таких шасси.
Производство ЗИС-5 наладили в 1933г. на ЗИС – будущем ЗИЛ. Он представлял собой модернизацию предыдущих моделей данного завода – АМО-2 и АМО-3. Его предшественники представляли копию американского грузовика Dispatch SA фирмы Autocar Company. Но уже АМО-3 не только был сделан из отечественных деталей, но и был слегка изменен по конструкции.
ЗИС-5 получил, уже достаточно, серьезные изменения в конструкции. Форсировали мотор и улучшили коробку передач, ради надежности упростили карданную передачу и поставили механические тормоза. Он выпускался в различных модификациях, включая, и упомянутый выше, ЗИС-6.
ЗИС-6 отличался еще одним ведущим мостом, большей длиной, весом и грузоподъёмностью. Для БМ-13 и БМ-8 шасси ЗИС-5 не подходило. Поэтому для БМ-13 и БМ-8 использовали только шасси ЗИС-6, затем замененные на Studebaker US6, и ряд других платформ. ЗИС-6 прекратили выпускать в 1941 году. Сам ЗИС-5 выпускался, так же, до 1941 г. После эвакуации ЗИС в Ульяновск и Миасс его производство было возобновлено в упрощенном варианте ЗИС-5В (Военный). Эти заводы существуют, и сейчас, как УАЗ и Автомобильный завод «Урал», соответственно. Были упрощены тормоза и часто ставили только одну фару. Также упростили кабину, грузовую платформу и крылья.
На УралЗИС (будущий автозавод «Урал») ее выпускали до 1955г. ЗИС возобновил выпуск базового ЗИС-5 в 1946 году и продолжал его выпуск до 1948 года После войны ЗИС и УралЗИС производили и модернизированные варианты данного грузовика. Последний из них, УралЗИС-355М производился с 1958 по 1961гг.
Технические характеристики:
Двигатель: бензиновый, рядный, 6 цилиндров, мощность 73 л. с., объемом 5,55 л.
В теплое время года кроме бензина машину можно было заправлять и керосином, а также другими видами топлива;
Трансмиссия: Коробка передач — 4 ступенчатая механическая без синхронизаторов (на ЗИС-6 стояла еще и дополнительная двухступенчатая механическая коробка передач);
Ведущие колеса задние. Сочетание хорошей тяги двигателя с удачными передаточными числами коробки передач обеспечило хорошую проходимость на плохих дорогах и вне их. (ЗИС-6 имел ведущими среднею и заднею ось)
Тормоза: механические без усилителя;
Подвеска: рессорная без амортизаторов;
Максимальная скорость: 60 км/ч.;
Расход топлива: 33л. /100км. (40л/100км);
Грузоподъёмность: 3 т. – но фактически часто и больше. (ЗИС-6 имел грузоподъёмность 4т.);
Федор Болдырев 2019 ©
Все фотографии, кроме выполненных специально для «Техника и жизнь», взяты с указанных в тексте источников на условиях общедоступной лицензии Creative Commons.
Использованные источники: http://russoauto.ru/auto/amo/zis-5, http://russoauto.ru/auto/amo/amo-3, http://www.abs-magazine.ru/article/legendarniy-zis-5-i-ego-rodnya, https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИС-6.
Ещё статья находится по адресу http://fyodor-boldyrev.ru/?p=361
Вам могут быть интересны еще:
Sisu S-321 - первый финский
«Американец», ставший русской легендой.
ЗИЛ-157 – Прорубатель бездорожья
Техника и жизнь будет рада Вашим пальцам вверх, подпискам и комментариям!)
Наш Инстаграм тут - подписывайтесь!
Наш ВК тут - вступайте!
Наш Фейсбук тут - вступайте!
Наш ОК тут -вступайте!
Еще один наш проект на Zen.Yandex - СОВРЕМЕННОСТЬ И ИСТОРИЯ