"Сколько ты зарабатываешь?" - коронный вопрос известного блогера. Заработок популярных людей интересовал всех и всегда. Деньги для нас настолько важны, что богатые люди становятся широко известными, благодаря своему состоянию.
Рейтинги богатых людей составляют издавна Forbes. По их версии самая богатая блогер в 2019 году - Ксения Сообчак. Появилось даже новоиспеченное российское агентство блогеров (сокращенно Riab), которое проводило аналогичное исследование за 2018 год. По их версии Валентин Петухов (Wylsacom) был самым богатым блогером. Что удивило самого Валентина.
Результаты таких исследований у меня вызывают сомнения. Когда-то сам давал подобные интервью и удивлялся, что никто из журналистов не попросил подтверждения: я же мог назвать любую цифру! Но журналисты хотя бы спрашивали, не придумывали.
Обычно мы не сомневаемся в чужих подсчетах чужих-же доходов. У человека непосвященного рассуждения о заработке известных людей сводится к простой мысли: чем известнее - тем богаче.
Поэтому если кто-то решает попробовать свои силы в блогосфере, то главной задачей ставит себе - добиться миллионных просмотров. Ведь за популярностью подтянутся и деньги.
На мой взгляд гонка за просмотрами и за деньгами - это две разные гонки, и их маршруты могут не совпадать. Задача продюсера сделать так, чтобы маршруты все же совпадали.
Рост предложения информации
Мне 38 и в моем детстве медиа было не много: несколько программ по радио, три-четыре на пульте ТВ, журналы, да газеты, которым верили, как святым писаниям.
Сейчас медиа-ресурсов несравнимо больше. Они стали интерактивными. ВК, Instagram, Facebook, YouTube - это все платформы пользовательского контента, которые мы сами с разным усердием наполняем информацией.
Мы порождаем терабайты разносортного контента. Аудитория одних из нас ограничена кругом друзей в 200 человек. Тех же, кто привлекает широкую аудиторию мы называем блогерами.
Если в 1999 году в интернете существовало 23 блога, то в 2018 году насчитывается уже 505 млн блогов
Раньше (те, кому за 35 это помнят) люди выискивали интересные передачи в телевизионных программках и старались оказаться у экрана в назначенный час. Сегодня можем потратить час-другой, выбирая что бы нам такого посмотреть, почитать или какой подкаст послушать. А если вы владеете английским - ваше дело совсем туго - на вас обрушивается информационная лавина.
Существует огромный выбор контента, к тому же бесплатного! Отсутствие платы нас не удивляет - мы привыкли: так работает телевидение. И мы знаем, что бесплатным для нас контент делает рекламодатель.
В 1999 году во всём интернете существовало 23 блога, не было и рекламы. В 2018 году насчитывается уже 505 млн блогов. Сегодня мы все привыкли к рекламе в интернет. Но всем ли блогерам хватает рекламных денег?
Сколько денег на рынке рекламы?
Исследования рынка рекламы (1,2) показывают, что доля рекламы в Интернет увеличивается:
- если в 2018 году на Интернет приходилась доля в 41,5%
- то в 2019 году уже 48,3%
На рекламу в Интернет с учетом роста этого сегмента на 20% в 2019 году потрачено 240 млрд рублей. Эту абсолютную цифру сложно осознать, поскольку мы не знаем точно между каким количеством СМИ и в каких пропорциях эта сумма делится. Официально зарегистрировано в России порядка 80 000 СМИ, это не учитывая блогеров.
Дешевая популярность или дорогая?
Какое-то время понятия блогер и влогер, разделялись. Влогер - это был видеоблогер, отсюда и название. Сейчас мы всех называем блогерами. Однако не все еще научились снимать видео. А пора бы.
В России есть две популярные биржи блогеров:
- одна работает только с YouTube и Instagram
- вторая со всеми площадками, включая VK, Facebook, Telegram
Эти биржи - посредники и они зарабатывают процент от сделки. Сделки по YouTube и Instagram выгоднее - там цена за пост выше чем в ВК, Facebook или Telegram. Поэтому одна из бирж попросту отказалась от работы с этими соцсетями. Возни с пабликами или блогерами ВК и FB столько же, а денег меньше.
Я понимаю, что вести только текстовый блог, даже если тиражировать его по всем соцсетям - это значит отказывать себе в возможности больше зарабатывать на рекламе. Подобно тому, как на ТВ приходится большая часть рекламного бюджета в традиционных СМИ, к тому же придут рекламные бюджеты в диджитал.
Понимаю, что пишущим блогерам ближе как раз ВК, Facebook и Telegram. Ведь в Instagram основа - это фото, а YouTube и вовсе не про текст. Однако YouTube и Instagram - это платформы, где реклама стоит дорого. И устремляться нужно туда.
Дзен, еще не успел обзавестись большой аудиторией, да и вряд-ли в случае успеха этой платформы Яндекса на тексте можно будет тут заработать.
Для себя я выбрал Дзен, поскольку им удобно пользоваться и статьи заставляют меня дополнительно изучить тему на которую пишу. Умение писать популярные тексты - это хорошая основа для любого блогинга. Тут я также учусь писать истории. Но мой основной выбор - это видеоконтент, истории Дзен и осмысление того о чем пишу станет базой для моих видео.
О ценах на примере
Расценки можно посмотреть на примере одного из популярных блогеров в рунете медиакита Ильи Варламова. Самая дорогая реклама у него в YouTube стоит в среднем 1 млн рублей на выпуск, пост в Instagram он продает за 221 000 руб. Посты в ВК, Facebook и Telegram он не продает отдельно, рыночные цены для этих соцсетей очень низкие, а пакетная продажа вуалирует высокий ценник Ильи. Однако если взглянуть на соотношение ценников, то становится понятно где деньги есть, а где их нету.
Статья Esquire, ссылающаяся на данные американской биржи блогерских интеграций публикует цифры из которых следует, что цены за посты соотносятся так:
- Instagram дороже Facebook в 4 раза
- YouTube дороже Instagram также в 4 раза
Также в ней говорится об увеличении средней цены рекламы в постах блогеров за последние 5 лет в 40 раз.
Такие цены закономерны: "писателей" больше, чем "фотографов", а фотографов больше, чем "режиссеров", ну а чем меньше предложение - тем выше цены. Блогеры, должны быть универсальны. Тот же Варламов начинал с блога в ЖЖ, а недавно освоил формат YouTube.
Ну и в основе любого поста лежит история, а значит нормальное развитие блогера должно начинаться с освоения письменного жанра как базового. Ведь если ты не умеешь рассказать историю, как ты заинтересуешь аудиторию в Instagram, YouTube или на любой другой платформе?
На сегодня это все. Следующая статья будет о том, почему важен органический рост, чем опасна гонка за просмотрами и как влияет взаимосвязь усилий и награды на состоятельность блога (и блогера).
Искренне ваш,
Борис Мирочник